18.10.2013 БГК

В преддверии XIII Российского энергетического форума, который пройдет в Уфе 22-25 октября 2013 года, генеральный директор Башкирской генерирующей компании Александр Симановский дал интервью «Российской газете». Предлагаем вашему вниманию текст интервью.

Вопросы электро- и теплоэнергетики: подключение, тарифы, ценообразование — являются наиболее актуальными с точки зрения привлечения инвестиций в экономику республики и страны в целом. От того, насколько эффективно они решаются на отдельной территории, зависит инвестиционная привлекательность региона и, как следствие, количество средств, вложенных в конкретные проекты и экономику вообще. Все это ставит перед энергетиками целый ряд серьезных вопросов — модернизация производства, расширение генерирующих мощностей,своевременная оплата за поставленную продукцию. О том, как справляется с задачами крупнейший производитель тепла и электроэнергии в республике, рассказал генеральный директор ООО «Башкирская генерирующая компания» Александр Симановский.

— Александр Александрович, в Уфе пройдет XIII Российский энергетический форум, на котором будут обсуждаться вопросы отрасли. Как сегодня обстоят дела у БГК — главного производителя тепла и электроэнергиив республике? Какие инвестиционные проекты реализуете?

Александр Симановский: Действительно Башкирская генерирующая компания — в числе крупнейших энергетических предприятий России. Сегодня в состав БГК входит 1 ГРЭС, 9 ТЭЦ, 2 гидроэлектростанции, а также объекты малой энергетики. Общая установленная электрическая мощность объектов равна 4190,5 мегаватт, тепловая — 9029,2 Гкал/ч. Однако надо признать, что все производства были построены десятки лет назад, и, соответственно, оборудование нуждается в модернизации.

В этом году запланирован целый ряд инвестиционных проектов, которые позволят ввести 93 Мвт новых мощностей. Перечислю наиболее значимые. На Уфимской ТЭЦ-2 заканчивается реконструкция паровой турбины N6 с увеличением установленной мощности на 8 МВт и тепловой на 15 Гкал/ч. Учитывая роль Уфимской ТЭЦ-2 в теплоснабжении Уфы, этот проект считается приоритетным для БГК, и его реализация завершится до конца года. Здесь же на ТЭЦ-2 идет реконструкция блока ПГУ-60 с заменой паровой турбины N3 на более мощную, производства Siemens, что увеличит электрическую мощность на 8 МВт. На Уфимской ТЭЦ-3 паровую турбину N4, которая исчерпала свой ресурс, меняем на новую. Аналогичная работа по замене оборудования ведется на Салаватской ТЭЦ. Реализуются и другие проекты.

Но нужно понимать, что всякая модернизация требует больших вложений. К сожалению, в свое время республика не вошла в общероссийскую программу по договорам присоединения мощностей, по которой можно было возвращать инвестиции, вложенные в строительство новых генерирующих объектов, за счет рынка. Поэтому сейчас мы ведем обновление производства исключительно за счет собственных оборотных средств. И, соответственно, наше развитие напрямую зависит от качественной и своевременной оплаты энергоресурсов, а так же коммунальных услуг потребителями.

— А с этим возникают определенные сложности?

Александр Симановский: Судите сами. Созданное в прошлом году МУП «Уфимские инженерные сети», имеет на сегодняшний день задолженность около 900 миллионов рублей, а общая задолженность за поставленную теплоэнергию приблизилась к 1,7 миллиарда. Это огромная сумма и существенная недоимка для оборотных средств компании.

Безусловно, в этой ситуации не виноваты конечные потребители. Они-то как раз более дисциплинированы, чем юридические лица — управляющие компании, жилищные и теплотранспортные организации, которые выступают посредниками между нами — энергетиками и жильцами. Вот с этими посредниками мы и ведем работу по возвращению долгов. Нередко — через суд.

— И все-таки такая задолженность грозит интересам конечного потребителя? Ведь по закону отключить тепло в домах зимой не может никто.

Александр Симановский: Это правда. Лишить этой коммунальной услуги никто не имеет права. И в этом смысле, несмотря на все проблемы с задолженностью, потребитель защищен. Но говоря о прямых рисках, вы не учитываете весьма существенные косвенные. Нужно понимать, что энергия — и тепловая, и электрическая — не производится из ничего. В системе наших расходов 75 процентов занимает оплата топлива и прежде всего — природного газа. Соответственно, у нас есть свои обязательства перед его поставщиком. Отсутствие оборотных средств гипотетически приведет к невозможности оплаты природного газа. Конечно, станции какое-то время смогли бы работать на резервном топливе — мазуте, но ведь когда-нибудь и он закончится…

— То есть слоган компании — «Будущее Генерирует Каждый» — не просто красивая расшифровка аббревиатуры компании, а прописанная ответственность всех участников рынка, начиная от БГК и заканчивая человеком, вовремя оплачивающем комуслуги?

Александр Симановский: Совершенно верно, от каждого из нас зависит нормальная жизнь.

— С прошлого года ООО «БГК» работает под управлением профильного холдинга «Интер РАО». Наверное, это принесло компании определенные преимущества в вопросах ведения бизнеса?

Александр Симановский: Безусловно, ведь «Интер РАО» — это крупнейшая компания, которая специализированно занимается вопросами энергопроизводства и энергообеспечения в стране, и вопросы бизнеса здесь решаются в рамках единой политики, комплексно. К примеру, по группе компаний «Интер РАО» централизована система управления закупками. Как следствие, снижаются затраты основных статей операционных расходов БГК. Также мы получили возможность присоединиться к единой технической политике группы и использовать лучшие наработки в этой сфере. Вся наша текущая деятельность теперь соответствует корпоративным стандартам «Интер РАО», мы довольно быстро интегрировались в материнскую компанию. Надеемся выйти на новый уровень конкурентоспособности.

— Кстати, о тарифах. Достаточно болезненная для всех тема…

Александр Симановский: И для нас в первую очередь. Надо сказать, что в течение ряда лет в Башкортостане тарифы на теплоэнергию не поднимались — такова была позиция региональной власти. С точки зрения сохранения спокойствия в обществе, это, возможно, было обоснованно. Но если говорить об экономике, о тех же инвестициях в инфраструктуру, то они при низких тарифах серьезно пострадали. Ведь средства на обновление теплосетей заложены как раз в тарифе!

Надо понимать, что обеспечение теплом — это не бизнес, а скорее социальная нагрузка на предприятие. Наше дочернее предприятие БашРТС, как это ни парадоксально звучит, — планово-убыточное. Изношенность инженерных сетей составляет примерно 60 процентов. А это значит, что существует большая вероятность порыва трубопроводов, возникновения чрезвычайных ситуаций. Вы против роста тарифов?Но именно повышение с 1 июля 2013 года уже дало предприятию, несмотря на то, что деньги еще не поступили, возможность увеличить инвестиционную программу на 92 миллиона рублей — отремонтируем больше. То есть повышение тарифов нужно рассматривать как вложение средств в модернизацию и восстановление инженерных сетей и оборудования. Другой вопрос — каким образом повышать. Наверное, было бы правильно производить индексацию тарифов по абсолютной величине, а не в процентах, как это происходит сегодня — прибавить 100 или 150 рублей. Тогда можно будет понять, что можно сделать на эти деньги, условно, сколько метров труб купить для обновления сетей.

Еще раз повторю, что теплоснабжение сегодня — это все-таки социальная нагрузка.Ведь добрая половина тепловой энергии производимой БГК — именно для жителей. И мы со всей ответственностью это понимаем.