02.06.2014 «Коммерсантъ»
«Энел ОГК-5», подконтрольная итальянской Enel, хочет сменить название на «Энел Россия», как уже ранее сделала немецкая E.On, переименовавшая ОГК-4 в «Э.Он Россия». Для смены названия «Энел ОГК-5» придется просить разрешения Минюста: использовать в бренде слово «Россия» можно только с одобрения государства.
«Энел ОГК-5» намерена изменить название на «Энел Россия», следует из материалов к собранию акционеров компании, которое состоится 26 июня. На голосование вынесен вопрос об обращении в Минюст РФ за утверждением включения в фирменное наименование слов «Российская Федерация» или «Россия», а при успешном обращении — об утверждении новой редакции устава, включающего наименование «Энел Россия». В «Энел ОГК-5» подтвердили соответствующее намерение, сообщив, что в случае одобрения на собрании акционеров компания сможет начать действия по получению необходимых разрешений и регистрации.
Как Enel обесценила Россию
Итальянская Enel в своей отчетности за 2013 год учла обесценение российских генерирующих активов «Энел ОГК-5» на €744 млн. Компания разочарована медленным ростом цен на газ и негативными решениями регуляторов. Другие иностранные инвесторы в российскую энергетику также ждут снижения прибыли от этого бизнеса
Для слов «Россия», «Российская Федерация» и их производных особый порядок включения в фирменные наименования появился еще в 1990-х годах: разрешение на их использование выдавали только те или иные правительственные инстанции. В 2010 году было принято постановление правительства, которое назначило такой инстанцией Минюст. Право на «Россию» в названии может получить только ограниченный круг юридических лиц по исчерпывающему перечню оснований (в основном — по критерию величины организации).
При реорганизации РАО «ЕЭС России» генерация была сгруппирована в оптовые (ОГК) или территориальные генерирующие компании (ТГК), которые были распроданы под соответствующими безличными наименованиями с номерами. «Когда мы формировали 14 ТГК и 6 тепловых ОГК, в реальности было понятно, что в дальнейшем будет происходить крупномасштабная интеграция в генерации,— объяснял экс-глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс в интервью “Ведомостям” в 2012 году.— Вот почему мы компании номерами назвали, а не ласковыми женскими именами». Впрочем, часть ТГК сменили названия еще при монополии РАО ЕЭС: так, ТГК-3 и ТГК-12 унаследовали исторические названия «Мосэнерго» и «Кузбассэнерго» соответственно, а «несчастливую» ТГК-13 предпочитали именовать Енисейской ТГК.
Почему обещанного Чубайсом 15 лет ждут
В начале 2014 года стало известно, что правительство намерено поменять параметры основного механизма привлечения инвесторов в энергетику — договоров на предоставление мощности (ДПМ). Сейчас они гарантируют энергокомпаниям возврат инвестиций в новую тепловую генерацию за 10 лет, но Минэнерго предложило растянуть этот срок до 15 лет
Значительная часть компаний была переименована новыми собственниками или сохранила свои прежние названия лишь в рамках более крупных зонтичных брендов («Газпром энергохолдинг» — ГЭХ, «Интер РАО» и т. п.). На данный момент старые аббревиатуры как самостоятельные названия сохранили ТГК-1 (подконтрольна ГЭХ), ТГК-2 (группа «Синтез»), ТГК-5, ТГК-6, ТГК-9 (все — «КЭС-Холдинг»), ТГК-11 («Интер РАО») и ТГК-14 (ОАО РЖД). Причем «КЭС-Холдинг» сейчас находится в процессе реорганизации — перевода генерации (четыре ТГК, включая три упомянутые и Волжскую ТГК) на единую акцию и смены фирменного наименования на «T Plus Group».
Зарубежные инвесторы в энергетику оперативно переименовали купленные активы, сблизив их имена с корпоративными наименованиями. Так, ОГК-4 сейчас носит название «Э.Он Россия», ТГК-10 — «Фортум».