26.10.2015 Журнал «Газпром», №10
Кто на самом деле «закрывает» Псковскую ГРЭС?
Наступление холодов в Псковской области ознаменовалось «профильным» энергетическим скандалом: администрация региона заявила, что не допустит закрытия Псковской ГРЭС, которое якобы планирует ее собственник – компания ОГК-2.
На интернет-порталах тут же развернулась виртуальная битва за сохранение предприятия: в ход были пущены традиционные «пугалки» в виде роста тарифа на электричество, замерзающих поселков, безработных жителей псковского поселка Дедовичи и «пикалевского сценария». Тем временем, пока в прессе звучали громкие заявления о закрытии ГРЭС и о тотальном увольнении ее сотрудников, станция спокойно завершила плановые ремонты и начала отопительный сезон в Дедовичах. На этом фоне прозвучало громкое заявление администрации региона. «Руководство области знает о намерении собственника закрыть Псковскую ГРЭС и держит этот вопрос на особом контроле», – заявил заместитель губернатора Александр Кузнецов. Что же стало источником всех слухов о грядущих катаклизмах?
Урок физики
Действительно, и собственник это признает, сейчас станция находится не в лучшем положении. Ее основные проблемы – высокий расход газа для выработки энергии и наличие в ближайшем соседстве новых современных энергоблоков, которые для производства того же количества киловатт требуют гораздо меньше топлива. Всё это усугубляется отсутствием роста спроса на электроэнергию. Будь он на прежнем уровне – и потребители бы покупали даже дорогую энергию дедовичской станции. А пока, при низком спросе, на рынке складываются такие цены, которые не покрывают даже расходов энергетиков на покупку топлива. Сторонники «раскачивания лодки» утверждают, что Псковская ГРЭС – это самое молодое предприятие в составе компании и по этой причине она не может работать в убыток. Действительно, на общем фоне довольно старых фондов российской энергетики энергоблоки в Дедовичах выглядят чуть ли не юнцами – они введены в эксплуатацию в 1993–1994 годах. Только никто не говорит, что они морально устарели, еще не успев родиться: технология паросилового цикла, по которой работает оборудование, изобретена более века назад. Проект станции был разработан в конце 1960-х годов, а ее строительство должно было начаться в первой половине 1970-х – бум советской энергетики, связанный с освоением огромных запасов сибирского газа.
Тогда оказалось, что в стране его, что называется, завались – и о высокой эффективности использования топлива особо не заботились. В СССР парогазовые установки получили ограниченное распространение в 1960–1970-х годах, а широко применяться в России начали с 2000 года. Расход условного топлива – одна из основных характеристик работы энергоблока. У Псковской ГРЭС он на уровне 340 г на киловатт-час, а у ближайших конкурентов в Санкт- Петербурге и Ленинградской области, построенных в последние годы с использованием современного (к сожалению, купленного на Западе) парогазового оборудования, – 250–260 г на киловатт-час! В итоге новые энергоблоки активно завоевали рынок, «откусив» у Псковской ГРЭС ее долю. И, объективно говоря, для среднего потребителя энергии это плюс – именно это позволяет сдерживать рост цен на электричество. Более того, если сейчас начнет расти спрос на электричество и Псковскую ГРЭС будут загружать работой, то производство каждого киловатта только ухудшит положение станции всё по той же причине – высокой топливной составляющей в его цене. В итоге получается, что молодая вроде бы станция, с неизношенным еще оборудованием, с профессиональным коллективом, который умеет прекрасно его эксплуатировать, каждый месяц приносит компании одни убытки. Ведь все необходимые ремонты на станции делают, зарплату персоналу платят, налоги перечисляют, топливо закупают. В результате средства на всё это компания перекидывает с других филиалов, ухудшая их финансовое состояние и забирая их у таких же территорий, где тоже есть недовольные губернаторы.
Чтобы минимизировать убытки, на Псковской ГРЭС и во всей компании включен режим жесткой экономии, а для поиска внутренних резервов роста технико-экономических характеристик запущен проект «Эффективность». Но физику-то не обманешь! Можно, конечно, построить в Дедовичах такие же парогазовые энергоблоки вместо морально устаревших паросиловых, но на это потребуется более 30 млрд рублей, а где их взять? В плюс энергетикам можно отметить, что они вовсе не сидят сложа руки: «Мы прорабатываем изменение технологических режимов, которые позволят минимизировать убытки при производстве тепла. Для этого нам надо исключить из этого процесса выработку убыточного для нас электричества и за счет этого экономить на топливе. При этом критически важное для Дедовичей теплоснабжение будет сохранено», – говорит главный инженер филиала Евгений Голубев.
Правила рынка Реальным шансом на поддержание предприятия в более-менее сносном экономическом состоянии было получение статуса «вынужденного генератора» и получение повышенной платы за мощность, покрываю- щей затраты предприятия. Этот статус бывает двух видов – по электроэнергии и по теплу. В первом случае компания-диспетчер единой энергосистемы «Системный оператор» подтверждает, что энергоблок ей нужен для обеспечения надежности поставок электричества (на случай аварий на ЛЭП, остановок других электростанций на ремонт и т.п.). Тогда все повышенные расходы такого генератора, которого заставляют работать в убыточных для себя условиях, ему оплачивает рынок. Во втором случае – статус «вынужденного по теплу» – можно получить, если местные власти заявят, что энергоблок требуется для теплоснабжения населения. При этом оплата мощности такого нужного для региона энергоблока ложится на его промышленных потребителей, как отмечал заместитель губернатора Александр Кузнецов. Для информации: в аналогичной ситуации на другой электростанции ОГК-2, Череповецкой ГРЭС, местный губернатор поддержал все предложения энергетиков, потому что понимал, что закрытие станции, необходимость строить вместо нее новую котельную, решение судьбы безработных, сокращение налоговых платежей, обрушение инвестиционного имиджа региона обойдется области гораздо дороже.
А вот теперь мы подобрались к абсурдной ситуации, с которой начали: скандалу на пустом месте. ОГК-2, понимая, что не может содержать убыточный актив за счет других филиалов, обращается к «Системному оператору» с заявкой на вывод энергоблоков из эксплуатации. Такой механизм дает средства на сохранение станции в работе, если генератор нужен для поддержания надежности энергосистемы. И «Системный оператор» не разрешает остановку! Правда, по одному блоку, но это уже кое-что: он нужен для обеспечения надежности энергоснабжения – и значит, будет работать ближайшие два года. За это время надо найти приемлемое для всех сторон решение.
Политические игры
По второму энергоблоку ситуация подвисает. Администрация области отказалась согласовать статус вынужденного генератора по теплу, на контакты с ОГК-2 не идет. Более того, трудную работу, которую компания ведет на всех уровнях (в Минэнерго, «Системном операторе» и прочих коридорах власти), губерния зачем-то переводит в плоскость громких заявлений о том, что не допустит закрытия станции! Но ведь рассматриваются только варианты, включая негативные, для выработки правильных действий! Вместо поиска компромиссов и совместной с энергетиками работы в кабинетах больших московских начальников правительство области стелет себе соломку: если ситуация разрулится, можно будет заявить: мол, «мы добились результата», а если пойдет по негативному сценарию – «а мы предупреждали!».
Энергетики говорят, что Псковская область вообще стала единственным регионом, который не поддержал обращение компании в Минэнерго о предоставлении статуса «вынужденного» и, получается, отказался участвовать в разработке мер по сохранению станции. А ведь консолидированные усилия были бы куда полезнее политических деклараций. И пример Череповецкой ГРЭС это доказывает. Почему-то никто не задумывается о том, что раздувание скандала рубит на корню наметившееся развитие проектов по обустройству рядом с ГРЭС новых производств, которые могли бы обеспечить ее стабильным спросом на электрическую и тепловую энергию. Какой инвестор вложится в строительство завода в Дедовичах с прицелом на дешевые ресурсы, если не сегодня-завтра станцию закроют? Как должны себя чувствовать работники станции, которым администрация области рисует апокалиптическое будущее? Что будут думать в столице об управленческих способностях региональной власти, которая не может договориться с бизнесом на своей территории и толкает людей на митинги? А тем временем станция работает, выполнены все необходимые ремонты, получен паспорт готовности к периоду зимних нагрузок. Может, уже и чиновники займутся делом?