23.11.2015 СГК

Центральная ТЭЦ Новокузнецка в последние месяцы стала яблоком раздора между властями и поставщиками энергоресурсов.

В кузбасской энергетике такого не было давно. Уголовные дела, заявления прокуратуры, скандальные публикации в СМИ на фоне начала активного отопительного сезона. Центральная ТЭЦ в Новокузнецке стала самой яркой иллюстрацией экономического неблагополучия кузбасской генерации последних лет. Мы попробовали разобраться в причинах конфликта властей, поставщиков газа и найти ответ на вопрос о том, есть ли альтернатива этой проблемной станции.

Три года назад ситуация на Центральной ТЭЦ мало кого интересовала. В Новокузнецке была другая проблемная точка — Западно-Сибирская ТЭЦ. После перехода в 2007 году в руки металлургов на станции не раз возникали проблемы, которые однажды даже привели к тому, что восстанавливать оборудование после очередной аварийной ситуации пришлось областным оперативным службам. Постепенно ЗапсибТЭЦ пришла в норму, но на карте Новокузнецка проявилось другое больное место — Центральная ТЭЦ. Пока спасает только одно. Станция в текущем режиме справляется с обязательствами по поставкам тепла и горячей воды потребителям.

Она от металлургов ушла

Центральная ТЭЦ с момента своего пуска в начале 1930-х гг. входила в состав бывшего Кузметкомбината. Обеспечение потребностей этого производства, а заодно и снабжение теплом и горячей водой жилого фонда рядом с комбинатом — таков был функционал энергообъекта. КМК, как известно, был закрыт. Соответственно, потребность в ТЭЦ у нынешнего ОАО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», практически отпала. И в 2012 г. владельцы ТЭЦ создали самостоятельное юридическое лицо — ООО «Центральная ТЭЦ». В него был передан и имущественный комплекс. В 2013 г. ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» продало ООО «Центральная ТЭЦ» за 10 тысяч рублей некоему ОАО «Оптовая электрическая компания» из Волгограда.

При новом собственнике станция лишь накапливала долги. Основным кредитором был поставщик газа — ООО «Газпром межрегионгаз Кемерово». За 2013 — первую половину 2014 гг. долг за поставленные энергоресурсы составил 1 млрд 612, 8 млн рублей. Мэрия Новокузнецка недавно в ответ на резкие публикации в СМИ относительно позиции властей так объяснила причину накопившейся задолженности: «Установленные на 2014 г. для ООО „Центральная ТЭЦ“ тарифы на производство тепловой энергии были ниже ее себестоимости. Ситуацию усугубило закрытие в 2014 г. ряда производств ОАО „ЕВРАЗ ЗСМК“ на промплощадке бывшего КМК: листопрокатного цеха, коксохима, цеха сортового проката. Как следствие, у ООО „Центральная ТЭЦ“ уменьшился полезный отпуск тепловой энергии, а из видов топлива исчез дешевый коксовый газ, который пришлось заменить значительно более дорогим природным. Вместе с тем, поднять тариф до экономически обоснованного являлось невозможным, т. к. это противоречило инструкциям ФСТ России о предельном уровне повышения тарифа».

Выход из ситуации был найден… нестандартный. ООО «Центральная ТЭЦ» в июне 2014 г. было выкуплено организацией, конечным бенефициаром которой являлся город Новокузнецк. Также было решено передать имущество ТЭЦ в аренду третьему лицу — ООО «Центральная теплоэлектроцентраль», которое получило необходимый размер тарифа как новый участник рынка теплоснабжения. Как признают все участники процесса, какое-то время, ТЭЦ, которая находилась уже в процедуре банкротства, выполняла текущие обязательства по платежам. Однако в июне 2015 г. ФСТ России уведомила РЭК Кемеровской области о несогласовании новых тарифов и выписала предписание об их отмене. В связи с этим аренда была прекращена, поясняют ход дальнейших событий новокузнецкие власти. В своем заявлении для СМИ мэрия словами бывшего руководителя ТЭЦ Петра Фролова все, что происходило после этого, относит к сфере ответственности конкурсного управляющего и кредиторов.

Долги тяжкие

Каким бы важным объектом с точки зрения жизнеобеспечения ни была ТЭЦ, в экономическом смысле сегодня — это должник. Причем, крупный. Общий долг перед кредиторами составляет более 1,9 млрд рублей. И главный кредитор (сумма свыше 1,6 млрд рублей) — ООО «ООО «Газпром межрегионгаз Кемерово». Соответственно, конкурсный управляющий должен сделать так, чтобы станция выполнила обязательства перед кредиторами. Обычно это делают, продавая имущество должника. В случае с ТЭЦ это вряд ли возможно. Покупать имущественный комплекс Центральной ТЭЦ и в относительно благоприятное время на рыночных условиях никто не хотел. Остается одно — изменить экономические рамки, в которых работает станция. А рамки эти уже несколько лет подряд таковы: тарифы, не обеспечивающие доходную часть деятельности ТЭЦ (естественно, это обострилось после «ухода» крупных промпотребителей); нормативные затраты на производство тепловой и электрической энергии не соответствуют фактическим (оборудование на станции еще 1930-х годов); несоответствие нормативного объема отпуска энергоресурсов, фактическому объему отпуска энергоресурсов контрагентам (в Новокузнецке практически отсутствует учет потребленных энергоресурсов).

Рассуждения обо всех этих реалиях уже привели городские, областные власти и кредиторов к публичным выяснением отношений в прессе с взаимными обвинениями. Но не только. После обращения ООО «Газпром межрегионгаз» обратилось к главе МВД России Владимиру Колокольцеву с просьбой отреагировать на ситуацию в части формирования долгов. И буквально через несколько дней по факту причинения ущерба ООО «Газпром межрегионгаз Кемерово» было возбуждено уголовное дело по статье 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Каков будет итог расследования этого дела, сказать сложно. Известно лишь, что до сих пор поставщик газа не был удовлетворен положением дел. Владимир Рытенков, заместитель генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Кемерово», отмечает, что «к сожалению, решения, согласованные с представителями администраций Кемеровской области и г. Новокузнецка, направленные на погашение задолженности за газ, до настоящего времени не реализованы. «Основными вопросами сегодня остаются: обеспечение доходной части ООО „Центральная ТЭЦ“ и погашение просроченной задолженности, прежде всего ООО „Центральная теплоэлектроцентраль“ (640,0 млн руб.) и МП „ССК“ (125 млн руб.), подконтрольных муниципалитету г. Новокузнецка, а также иных потребителей Новокузнецка. По вопросу погашения задолженности МП „ССК“ на совещании у первого заместителя губернатора Кемеровской области Максима Макина было принято решение о согласовании графика платежей. Подписан протокол от 7 июля 2015. Однако на сегодняшний день, график погашения задолженности МП „ССК“ не согласован», — рассказывает Владимир Рытенков.

Что дальше?

По словам конкурсного управляющего Центральной ТЭЦ Игоря Круля, сегодня станция готова к новому отопительному сезону. Еще не все запланированные работы выполнены, следовательно паспорт готовности ТЭЦ не получила. Но то, что касается основного оборудования, а не зданий и сооружений, сделано по плану, сказал управляющий. Из 6 турбин в работе сегодня 3, из 8 котлов — тоже половина. При необходимости нагрузка на станцию может быть увеличена.

Центральная ТЭЦ снабжает теплом и горячей водой часть Центрального и Куйбышевского районов. В зоне «ответственности» теплоэлектроцентрали проживает порядка 80 тысяч человек, находятся объекты соцсферы, несколько промпредприятий, а также строящиеся торговые объекты. Электрическая мощность станции составляет 100 МВт, тепловая — 550 Гкал/час (фактическая — чуть более 200 Гкал/час).

С финансовой стороной дела сложнее. Ясности нет ни по возврату долгов, ни по тарифной политике. Как отмечает Игорь Круль, при сравнимых условиях тариф ТЭЦ в центральной части страны для потребителей в 1,5 раза выше, чем в Новокузнецке — 1,5 тыс. рублей за Гкал против чуть более 1 тыс. рублей. При этом разрыв между реальной стоимостью газа и другими постоянными затратами ТЭЦ и фактической оплатой только увеличивается.

Отсюда, собственно, и возникает вопрос о том, как можно кардинально поменять ситуацию на ТЭЦ. Очевидный ответ на этот вопрос — отказ от дорогого газового топлива и перевод станции на уголь, тем более что до 1978 года (до «прихода» природного газа) здесь использовали и коксовый газ, и уголь. Да и до сих пор на время профилактических работ на газопроводах, ТЭЦ снабжается углем. Правда, уголь невозможно использовать в «чистом» виде. Нужен еще и дорогостоящий мазут. На поверку угольная альтернатива тоже не выглядит панацеей.

По информации «СУ», вопрос о замене топлива на ТЭЦ с переходом на сжигание угля был рассмотрен еще в июле 2014. По оценкам экспертов, для реализации данного проекта необходимы инвестиции в объеме 1,8 млрд рублей. Фактически — это перестройка станции от системы топливоподачи и угольного склада (этого сейчас просто нет) до экологического оборудования. Не стоит забывать и о необходимости золоотвала. Проект кажется маловероятным не только по экологическим соображениям. Главный вопрос здесь финансовый. И ответ на него прост. Денег таких нет ни у кредиторов, ни у города, ни у области. Других заинтересованных лиц в разрешении проблем вокруг Центральной ТЭЦ просто нет.

Экономику ТЭЦ, конечно, может поправить и строительство современной водогрейной котельной. Но здесь опять же нужно найти инвестиции, а главное, — заинтересованного в развитии станции инвестора.

Наконец, можно рассмотреть и другую возможность. Часть потребителей Центрального района «закрывает» Кузнецкая ТЭЦ, входящая в Сибирскую генерирующую компанию. На станции сегодня есть свободные мощности. Технически увеличить подачу тепла и горячей воды на территорию, которую закрывает ныне Центральная ТЭЦ возможно. На то, чтобы установить повышающую насосную станцию, «расшить» теплотрассы тоже нужны инвестиции, хоть и значительно меньшие, чем в случае перестройки на самой Центральной ТЭЦ. Но и тут, собственно, главный вопрос финансовый. У Кузнецкой ТЭЦ хоть и есть собственник, но вряд ли он в нынешней непростой ситуации на финансовых рынках будет привлекать ресурсы в отсутствии гарантий их возврата (читай — внятной схемы расчета за поставленное тепло и тарифной политики). Однако это единственный путь, который предполагает появление крупной компании в качестве гаранта энергоснабжения. Не лишним напомнить, что Кузнецкая ТЭЦ определена в качестве единой теплоснабжающей организации, продлено и действие станции в режиме вынужденной генерации с фиксированными тарифами на мощность. Сделано это с согласия местных властей как раз для того, чтобы не допустить новые проблемы в теплоснабжении города. С одной стороны, дополнительная загрузка мощностей Кузнецкой ТЭЦ может вдохнуть новую жизнь в стареющую станцию и вывести ее на безубыточную работу, дать возможность развиваться и обновлять оборудование. С другой стороны, бюджет города уже сегодня накопил около полумиллиарда долгов по компенсации выпадающих доходов за тепло перед новокузнецкими структурами Сибирской генерирующей компании, а с присоединением новых потребителей эта задолженность будет только пропорционально увеличиваться. Нужно ли это собственнику Кузнецкой ТЭЦ?

Все эти варианты, как кажется, не совсем учитывают интересы нынешних кредиторов, ведь по закону станция должна работать так, чтобы обеспечить оплату долгов. Но в случае с Центральной ТЭЦ вопрос стоит иначе. Сколько в принципе еще сможет работать едва ли не самое старое энергооборудование в Кузбассе? Год? Десять? И кто еще кроме кредиторов все это время будет отвечать за надежное энергоснабжение потребителей?