11.09.2017 Газета «Энергетика и промышленность России», № 17 (325)
Для российской тепловой генерации главной проблемой сегодня является износ основных фондов. Что производители готовы предложить для их обновления и повышения эффективности работы? На этот вопрос для читателей «Энергетики и промышленности России» ответил Тарас Шибаев, главный конструктор Уральского турбинного завода (холдинг «РОТЕК»).
– Как обстоят дела в отечественном энергетическом машиностроении, работающем на нужды теплоэнергетики, на примере вашего предприятия, ваших партнеров и коллег? Какие факторы могут повлиять на спрос на продукцию российского энергомаша, учитывая, что износ фондов в нашей теплоэнергетике не просто велик, а очень велик?
– Сегодня самые востребованные в энергетике проекты, а значит, и наиболее важные для нас – это проекты по модернизации установленного оборудования.
Мы прорабатываем решения, чтобы после модернизации оборудование не уступало новому по технико-экономическим характеристикам, при этом капитальные вложения должны быть значительно ниже строительства новых блоков.
Отмечу, что у отечественных турбостроителей своя философия модернизации: наш подход более индивидуален. Так, на станции на двух одинаковых, стоящих рядом машинах могут быть реализованы разные технические решения.
Зарубежные производители не столь гибки – они предлагают унифицированные решения для одного типа турбин, которые не всегда учитывают требования заказчика.
– Скандал с поставкой турбин в Крым плюс новый закон об антироссийских санкциях, принятый в США, обострили тему зависимости российских предприятий от зарубежных партнеров / комплектующих / станков, тему необходимости локализации производства.
Как обстоят дела с решением этих задач в российском энергомаше, работают ли стимулы импортозамещения? Какие потребности отечественного рынка, долгое время обеспечивавшиеся только импортным оборудованием, российские предприятия готовы закрыть уже сейчас?
– Я бы сказал, что на рынке паровых турбин проблемы импортозамещения нет. Лет пятнадцать назад на российских ТЭЦ «иностранных» паровых турбин не было вообще. Сейчас, конечно, идет достаточно агрессивная интервенция зарубежных производителей, в первую очередь из Китая. Поэтому главной задачей я вижу защиту нашего внутреннего рынка. И здесь велика роль государства.
– Можете ли вы рассказать об унаследованных от СССР компетенциях в машиностроении (производственных, научных, кадровых), которые удалось не только сохранить, но и развить?
– Сегодня наш зарубежный рынок – это страны Таможенного союза: Казахстан и Беларусь. Очень серьезные и масштабные проекты мы реализуем в Монголии. В принципе, и это характерно для всего отечественного машиностроения, наша продукция востребована в странах, с которыми мы работали во времена Советского Союза. Поэтому основной для нас задачей вижу модернизацию и замену оборудования, ранее установленного советскими специалистами.
При этом отмечу: по маневренности, эффективности, надежности и безопасности наше оборудование не уступает мировым аналогам.
– Многие российские энергокомпании, работающие в сфере теплоснабжения, сетуют на отсутствие долговременных ориентиров развития отрасли.
Как данная ситуация отражается на энергомашиностроении, ориентированном на данную сферу? Что изменилось с принятием закона о теплоснабжении?
– Отмечу три проблемы в отечественном машиностроении, на которые может и должно влиять государство. Сегодня на заводах катастрофически не хватает высококвалифицированного персонала – специалистов и рабочих. Это связано как с низкой привлекательностью отрасли, так и с системой подготовки в вузах.
Во-вторых, недостаток инвестиций. Государство оказало огромную поддержку развитию энергетики в 2008‑2010 годах, но тот толчок уже полностью исчерпан. Для такой капиталоемкой отрасли, как энергетика, требуются очередные импульсы от государства. Это и программа ДПМ-штрих, о которой все говорят, и различные меры – экономические, таможенные, правовые – защита от импорта.
В-третьих, отставание в смежных отраслях. Мы, машиностроители, испытываем трудности с поставкой комплектующих, заготовок. Скажем, крупных литых заготовок на отечественном рынке сегодня просто нет, мы их заказываем за рубежом. Конечно, это влияет и на экономику, и на сроки, делает нас зависимыми от иностранных поставщиков.