13.05.2021 Газета Силовые машины № 8 (600)
НЕ СОГЛАСОВАНО ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ!
В этом году Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик» (ТКЗ) отметит 125-летие. Сейчас предприятие находится на подъеме: растет загрузка, появляются новые заказы, идет набор персонала. Все это – результаты больших изменений. Наш собеседник – генеральный директор ТКЗ Александр Тараканов – рассказал о том, как их переживает предприятие, как строится работа с клиентами и коллективом, каковы у предприятия перспективы.
– Александр Борисович, 2020 год стал настоящим вызовом для бизнеса. «Красный котельщик» успешно пережил этот непростой период, добившись неплохих результатов. Как лично Вы оцениваете итоги года?
– Завод впервые за последние несколько лет сработал с прибылью (порядка 1,4 млрд рублей). На 30% по сравнению с 2019-м выросла загрузка. Несмотря на коронавирусные ограничения (почти 500 сотрудников работали удаленно), мы нарастили объем контрактов, вовремя отгрузили продукцию.
– Появились ли новые рынки сбыта?
– Сейчас мы ориентируемся на российский рынок, на реализацию госпрограммы модернизации энергетических мощностей «ДПМ-штрих». Второе большое направление – проекты для атомной энергетики, в том числе зарубежные (их у нас 30%). С 2019 года мы начали производить теплообменное оборудование, которое раньше
выпускалось на ЛМЗ. Благодаря этому нам удалось увеличить долю атомной продукции. В перспективе – сотрудничество с Кубой. Уже несколько лет разрабатывается крупный энергопроект. Надеюсь, в этом году мы сможем заключить контракт, а в следующем – приступить к производству.
– Что сегодня ТКЗ готов предложить заказчикам?
– Основная линейка – традиционная, но при этом, когда мы поставляем котлы или их элементы взамен существующих, обязательно учитываем современные требования по экологии, эффективности,
безопасности.
– Вы регулярно акцентируете внимание коллектива на повышении качества продукции. Что делается в этом направлении?
– По итогам 2020 года количество претензий от заказчиков по качеству снизилось почти в два раза, но уровень внутреннего брака по-прежнему остается высоким. Чтобы повысить качество, надо избавиться от брака. И здесь главное понять, почему он возникает? Мы анализируем ошибки, разбираем каждый случай несоответствия.
На предприятии действует комплексная программа по недопущению брака: ведется работа с сотрудниками (при необходимости они проходят дополнительное обучение), обновляется оборудование, стараемся
выбирать более качественные материалы. Плотно взаимодействуем с заказчиками, они проводят аудиты качества продукции.
– Еще один индикатор работы – OTIF. Как обстоят дела со сроками исполнения проектов?
– Контрактный OTIF по номенклатуре составил 99,7% при целевом значении 95%. Это исторический максимум со времени ввода показателя. Стоимостный OTIF – 74%. Невыполнение связано с внешними факторами, не зависящими от ТКЗ. В частности, в 2020 году заказчик не предоставил предусмотренные договором разрешитель ные документы, что привело к смещению сроков изготовления конденсатора для атомной электростанции. А это – серьезное, дорогостоящее оборудование, что и отразилось на наших результатах.
– Важная составляющая работы любого промышленного предприятия – грамотная организация системы безопасности. Можно ли говорить о формировании на ТКЗ культуры безопасного поведения сотрудников?
– Сильную систему безопасности можно считать показателем отношения работодателя к сотрудникам. Станки, выполнение плана, сроки – это тоже очень важно, но для нас на первом месте всегда стоит человек. Предприятие дает сотрудникам возможность зарабатывать на жизнь, но их работа не должна быть зоной риска и опасности. На первый взгляд на ТКЗ меры по безопасности принимаются очень жесткие, но по-другому быть не может. У нас тяжелое производство: при несоблюдении требований есть угроза для жизни и здоровья.
Да, иногда приходится наказывать сотрудников, в том числе рублем, были случаи и увольнений. С другой стороны, те, кто эти правила неукоснительно соблюдают, получают поощрение.
– За минувшие 5 лет объем инвестиций ТКЗ составил рекордную сумму – 1,7 млрд руб. Будут ли новые инвестпроекты?
– Приоритетное направление – модернизация станочного парка. Проводится капитальный ремонт имеющегося оборудования, закупаются новые станки с учетом той номенклатуры продукции, которая к нам пришла. Мы нацелены создать собственный энергоцентр для экономии средств на электроэнергию. Планируемый
объем капитальных вложений на текущий год составляет более 935 млн руб.
– В связи с ростом загрузки «Красный котельщик» активно набирает персонал. Что предприятие готово предложить сотрудникам?
– Мы предлагаем работу и достойную заработную плату – выше среднего уровня по области. Мы ждем людей, готовых много трудиться и много зарабатывать. Планируем набрать порядка 180 человек. Но есть проблема – в Таганроге сложно найти квалифицированных рабочих, инженеров-конструкторов. Поэтому привлекаем специалистов из других регионов, берем учеников, которые проходят обучение на заводе, проводим акцию «Приведи друга». Напомню, для наших сотрудников данная акция – прекрасная возможность получить
дополнительное денежное вознаграждение: 1 000 рублей за каждого привлеченного работника, принятого на ТКЗ в качестве ученика на время профессионального обучения; 2 000 рублей за каждого привлеченного работника, прошедшего обучение и заключившего трудовой договор на работу в Обществе; 3 000 рублей за
каждого привлеченного работника с соответствующей квалификацией, заключившего трудовой договор
с «Красным котельщиком».
– Расскажите о социальной политике. В частности, интересует улучшение социально-бытовых условий сотрудников.
– На ТКЗ несколько лет подряд идет ремонт производственных и бытовых помещений, создаются максимально комфортные и безопасные условия труда. Постепенно цеха, административные здания, заводская территория приводятся в порядок. Каждый год в бюджет закладывается статья на улучшение социально-бытовых условий
сотрудников. Это работа ведется постоянно.
– С каждым годом все больше внимания уделяется повышению вовлеченности персонала. Ваше мнение, почему это важно?
– Вовлеченность мы воспринимаем как индикатор отношения сотрудников к тому, что происходит на заводе. После каждого опроса составляется перечень мероприятий. Для нас это маяк, когда и где надо принимать срочные меры. Проблемы, которые мешают людям эффективно работать, устраняются оперативно.
Необходимо понимать, что отдача от человека, который трудится с удовольствием, намного больше, чем от того, кто ходит на работу из-под палки или только из-за зарплаты. И мы делаем все для того, чтобы на «Красном котельщике» люди трудились с удовольствием.
– Что лично для Вас значат такие понятия как корпоративные ценности и корпоративная культура?
– Приведу простой пример. Приходите вы в какое-то общество. Где-то можно в спортивном костюме спокойно появиться, а где-то неудобно без фрака показаться. И если вы человек культурный, то выберете подходящую к случаю форму одежды. Корпоративная культура и корпоративные ценности, в принципе, то же самое. Это
внутреннее уважение, отношение к себе, своему делу, к компании в целом.
– «Красный котельщик» – предприятие с богатыми традициями. Какие традиции, сложившиеся на заводе, импонируют лично Вам?
– Что я увидел на «Красном котельщике»? Прежде всего, честное отношение к труду. Наверное, это уже традиция, и она у котлостроителей в крови. Человек может что-то не понимать, чего-то не знать, но он
искренне старается делать свою работу. Честность и искренность – отличительные черты наших сотрудников.
– Считаете ли Вы «Красный котельщик» клиентоориентированной компанией? Что делается для развития этого направления?
– Для коллектива «Красного котельщика» клиентоориентированность – это каждодневная серьезная работа с заделом на будущее. Когда клиент обращается с вопросами или претензиями, мы не отбиваемся от него,
а максимально конструктивно решаем возникшую проблему, предлагаем новые решения. Мы стараемся
работать с каждым заказчиком с расчетом на дальнейшее сотрудничество. Да, порой, приходится нести затраты. Но это вложения в будущее. И сегодня мы уже видим результат: многие заказчики почувствовали, что отношение к ним изменилось, у нас появились новые контракты.
– Коллектив завода сейчас работает в режиме реорганизации, многие находятся в состоянии стресса. Как ему
противостоять? И что для Вас значит баланс работа-личная жизнь?
– Да, многие наши сотрудники вышли из привычной зоны комфорта. Причины объективные. Завод был убыточным. Мы стараемся исправить ситуацию: меняется структура, появляются другие требования и правила. Безусловно, не всем это нравится, что вполне естественно. Но, если оставить все как есть и работать по старинке, то завод так и будет убыточным. Говорят ведь: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Мы как
раз живем в такую эпоху. Меняем завод, а значит, и себя тоже. Сейчас оттачиваем новый механизм работы. Как только процесс завершится, люди вернутся в зону комфорта, и баланс между работой и отдыхом восстановится. И здесь хороший помощник – корпоративный досуг. Во время общих мероприятий люди лучше узнают друг друга, налаживают контакт в коллективах, достигают взаимопонимания – так процесс перемен проходит
проще.
– Давайте отвлечемся от работы? Расскажите, как Вы проводите свободное время?
– На данный момент на первом месте все-таки стоит работа. Достаточно тяжело новому человеку в новой обстановке и с новыми людьми пытаться что-то изменить. Это занимает практически все время. Я люблю рыбалку и, так как живу на Дону, хотелось бы здесь порыбачить. Надеюсь, этим летом получится. Люблю
читать. Но, опять же, пока есть время только на чтение профессиональной литературы.
– В этом году у ТКЗ юбилей – 125 лет. Что Вы хотели бы пожелать коллективу помимо эффективной работы?
– Прежде всего, с учетом нынешней обстановки, здоровья. А еще – приходить на работу с желанием и получать
от нее удовольствие. Со своей стороны обещаем достойную зарплату и комфортные условия труда. И надеемся, что е времена, когда на «Красный котельщик» выстроится очередь из желающих работать, наступят уже совсем скоро.