20.05.2022 Газета Силовые машины, № 9 2022
Треть загрузки дирекции по юридическим вопросам «Силовых машин» составляет работа с интеллектуальной собственностью (ИС) компании. Как мы защищаем свои ноу-хау и почему важно менять отношение к защите объектов ИС – в интервью журналу Legal Insight рассказали наши коллеги: зам. гендиректора по правовым вопросам Наталья ЗАЙЦЕВА и начальник управления по ИС Кристина ДАВИДОВСКАЯ. Публикуем фрагменты беседы.
«Решили создавать своими силами»
Как и когда в СМ возникла идея сформировать систему управления ИС?
Наталья Зайцева: Мы обратили пристальное внимание на вопросы защиты ИС в 2019-м. Наши основные заводы – ЛМЗ, «Электросила» – были созданы в конце XIX века и обладают огромным количеством объектов ИС. В 2019 – 2020 гг. мы провели реформу системы управления ИС и выделили три направления для работы с активами: оформление и постановка на учет объектов ИС, защита оформленных объектов ИС и борьба с контрафактом, которого на рынке сейчас слишком много. В сфере ИС мы также очень активно взаимодействуем с заказчиками. Сейчас на эти задачи приходится треть от общей загрузки дирекции по юридическим вопросам. Расскажите подробнее о трех направлениях работы с объектами ИС.
Кристина Давидовская: Во-первых, управление интеллектуальной собственностью. Здесь мы добились эффективности за счет описания бизнес-процессов в локальных актах, затем перешли к автоматизации и создали Реестр технологий объектов ИС. Также внедрили систему мониторинга, доступную не только юристам, но и другим смежным подразделениям.
Второе направление – охрана объектов ИС. Мы усилили охрану конструкторской (КД) и технологической документации (ТД), создали отдельный модуль для ее оценки на предмет выявления секретов производства, который интегрирован с конструкторскими программами и Реестром ТОИС. Сформировали порядок оформления служебных объектов ИС, изменили порядок выплаты вознаграждения авторам, увеличив суммы и период получения вознаграждения за использование патентов в продукции. А также внедрили новый процесс по передаче КД для контроля и актирования.
Третий блок – проактивная борьба с контрафактом. Мы выстроили работу по патентным исследованиям, разделив ее на разные уровни – от стратегии с новыми рынками и продуктами до патентования инициативных технических решений, и запустили дополнительно антиконтрафактные мероприятия для защиты наших комплектующих.
После победы в номинации «Эффективное управление интеллектуальной собственностью» в конкурсе «Лучшие юридические департаменты России» мы перешли к внедрению результатов реформы. Количество объектов ИС увеличилось в тысячи раз, активно заработал мониторинг нарушений ИС, запущены два новых проекта – по защите объектов ИС, а также по борьбе с контрафактом: отслеживаем наших конкурентов (как добросовестных, так и недобросовестных), анализируем их отчетность, поставщиков, субпоставщиков. В первую очередь, этим направлением занимается дивизион сервиса, ведь мы беспокоимся о качестве и безопасности продукции, которую поставляем на рынок энергетики, и юристы оказывают поддержку в части выявления случаев нарушения прав для защиты объектов ИС.
Также ведем претензионно-судебную работу с нарушителями, обсуждаем вопросы заключения дилерских, лицензионных договоров, осуществляем проактивную информационную работу защиты ИС с заказчиками компании. Например, при закупке запчастей для нашего оборудования обращаем внимание заказчиков на то, действительно ли они покупают товары у лицензионных производителей.
Наталья Зайцева: И первые судебные процессы по защите КД подтверждают наше понимание, и даже в спорах о взыскании задолженности по договору поставки суд анализирует вопросы принадлежности исключительных прав и их нарушения.
Кристина Давидовская: Сейчас мы также работаем с электронными торговыми площадками, с органами госвласти, со страховыми компаниями и сертифицирующими организациями с точки зрения информирования о нашей деятельности, охраны и защиты объектов ИС.
На рынке есть решения по управлению ИС – почему вы решили разработать свою систему?
Кристина Давидовская: Мы искали и анализировали готовые решения, но они не встраивались в жизненный цикл продукции компании. Во-первых, необходимо принимать во внимание специфику именно нашей отрасли. Во-вторых, главной задачей было выстраивание процессов по управлению ИС на всех этапах производства продукции: с разработки изделия до его постановки на учет и защиты. Нам было важно получить именно такую автоматизированную систему. В итоге решили создавать систему своими силами: формировали карточки, устраивали мозговые штурмы, коллеги писали алгоритмы для программы, подключали пользователей.
«Отношение меняется»
При выстраивании системы защиты ИС насколько сложно было организовать слаженную работу различных подразделений?
Наталья Зайцева: Учитывая отношение многих структурных подразделений к вопросу защиты ИС как к чему-то ненужному, нельзя сказать, что у нас уже все налажено. Предполагаю, что на это требуется еще год-два. Много времени уделяем повышению уровня корпоративной культуры в компании: проводим обучение, записываем вебинары, консультируем все смежные подразделения, чтобы вовлечь их в эту сферу. Постоянно объясняем, что ИС – ценность и главный элемент любой технологии и она должна быть защищена. Без защиты интеллектуальной собственности технологического прорыва не будет.
Кристина Давидовская: Мы проходили через все стадии и сейчас уже работаем, скорее, с тем этапом, на котором часть подразделений приняла постоянство ИС, а часть подразделений уже осознала бонусы от нее – это прежде всего творческие подразделения, которые пишут заявки либо программы. У нас есть ежегодная программа для научно активных сотрудников, которые пишут статьи и создают какие-либо объекты ИС. Мы объясняем, что этот инструмент создан не для того, чтобы усложнить жизнь подразделениям. Отношение меняется, когда люди начинают видеть выгоду как для себя (в виде премий), так и для компании (в виде преимуществ при переговорах, контрактации, продвижении на рынке).
Как считаете, инициатива по защите ИС должна исходить от бизнеса?
Кристина Давидовская: Бизнес пришел к пониманию того, что ИС – не только некий объект на балансе, а рабочий механизм, который можно включать в договоры. Предоставление лицензий на ПО и на секреты производства, которые содержатся в КД и ТД, способно приносить прибыль.
«Были юристами, станете конструкторами»
Нанимаете ли внешних консультантов по вопросам ИС?
Кристина Давидовская: Изначально к конкретным проектам привлекались консультанты, так как юрист наряду с отдельным управлением по патентным исследованиям был всего один. Сейчас количество юристов увеличивается, большинство задач они закрывают. Но иногда эффективнее привлечь консультантов на определенный проект, допустим, для регистрации товарного знака за рубежом.
А вот в ситуации с автоматизацией процессов подключение сторонних специалистов не всегда успешно. У нас был опыт по реализации автоматизированной системы с частичным привлечением подрядчика. В ходе разработки стало ясно, что в системе работает большое количество подразделений – не только управление ИС, но и конструкторы, и сбытовые подразделения, экономисты, бухгалтеры, HR. Появилось множество предложений-корректировок, стали видны бонусы, которые несет за собой автоматизированная система, тем более, когда она привязана к жизненному циклу продукции с необходимостью отслеживать использование наших технологий как в КД, так и в проектах. В итоге мы пришли к выводу, что будем развивать и внедрять систему полностью своими силами без поддержки на аутсорсинге.
Известно, что на рынке не так много специалистов в области ИС…
Наталья Зайцева: Да, искать юристов по ИС очень сложно, практически все – новички в этой сфере. Мы берем кандидатов с небольшим опытом в ИС, но с горящими глазами и обучаем их. У нас есть очень хорошие специалисты, которые ранее занимались, например, судебной функцией. Сейчас они полностью перешли в сферу ИС.
Кристина Давидовская: Когда берем людей на работу, предупреждаем: «Вы были юристами, теперь станете конструкторами, то есть вы должны разбираться в той отрасли, в которой работаете». В СМ у юристов формируется технологическая база знаний, без которой нельзя продвинуться в управлении ИС.
При формировании команды я задаю базовые вопросы: «Куда? С кем? Зачем?», чтобы сразу понимать, смогу ли выстроить общую стратегию с этими людьми, разделяют ли они наши ценности. Мне важно видеть у своей команды понимание общих целей и огонек в глазах. Ведь работа занимает большую часть дня, и когда ты понимаешь, что должен посвятить делу такое количество времени, нужно сформулировать для себя, зачем ты это делаешь. Чтобы глаза горели, нужно все время чему-то учиться. Мне кажется, скоро придем к стадии, когда я начну говорить сотрудникам, что они не только «конструкторы», но и направлю их учиться «кодить».