03.06.2022 Газета «Энергетика и промышленность России» \№ 11-12 (439-440)
Система перспективного планирования в российской электроэнергетике может серьезно измениться уже в этом году. Поправки в закон об электроэнергетике, которые рассматриваются в Госдуме РФ, предусматривают создание единого центра принятия решений в этой сфере.
Эксперты «ЭПР» считают, что при любом варианте развития событий необходимо сохранить региональную составляющую системы. Центр не должен принимать решения без учета мнений на местах.
Кто ответит за планы?
Нынешняя система планирования является, по сути, трехуровневой и не всегда эффективной, отметил на Российском энергетическом саммите заместитель генерального директора — директор по внешним связям и маркетингу АО «НТЦ ЕЭС» Денис Ярош. На первом уровне схемы планирования в электроэнергетике рассматриваются в регионах, далее схему развития единой энергосистемы принимает Минэнерго и, наконец, генеральную схему размещения энергообъектов утверждает Правительство РФ.
Новая система сможет решить как минимум одну важную проблему.
«Сейчас отсутствует субъект, который занимается планированием ЕЭС в целом и способен отвечать за каждое принятое решение. Создание единого центра компетенций в сфере планирования позволит получить и техническую оптимизацию расчетных решений, и экономический эффект от их реализации», — считает Денис Ярош.
При этом принципы планирования в электроэнергетике в случае утверждения новой системы изменятся незначительно. Документы будут разрабатываться сроком на шесть лет, каждый год будет проходить их актуализация.
Появится еще одно нововведение — цифровое проектирование. Речь идет о создании цифровой информационной модели электроэнергетики, которая будет находиться в открытом доступе для тех, кому она может потребоваться, в частности для проектировщиков энергетических объектов. В соответствии с законодательством Системный оператор будет раскрывать информацию о перспективных расчетных моделях в электроэнергетике. Система будет работать полностью на отечественном программном обеспечении, подчеркнул Денис Ярош.
Более подробную информацию о новой системе планирования представители Системного оператора пообещали дать после утверждения Госдумой РФ поправок в закон, имея в виду, что ситуация может измениться.
Быстрые решения и помощь регионам
К идее создать единый центр планирования в электроэнергетике эксперты отнеслись неоднозначно.
«С одной стороны, она имеет право на жизнь, потому что очень многое сегодня зависит от скорости принятия решений. Мы видим, как идет трансформация экономики, перестраиваются логистические цепочки и рынок в целом. А в трехуровневой системе неизбежны противоречия и нестыковки. Плюс много времени уходит на всевозможные согласования, — заметил директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов. — С другой стороны, важно не забывать, почему возникла именно такая система, и сохранить все лучшее, чем она обладает. Прежде всего, возможность регионов влиять на принимаемые решения. Нельзя свести все к тому, что центр будет единолично решать, что и где строить. Роль регионов очень важна. Прежде чем менять систему планирования, необходимо выслушать мнения участников всех «уровней», узнать, в чем она неэффективна, и далее выстраивать конструктивный диалог, межуровневую координацию».
По мнению Ильи Долматова, ключевой фактор в этом процессе — время. Через полгода сегодняшнее планирование, возможно, придется кардинально пересматривать. Поэтому введение сроков планирования в шесть лет, даже при условии, что каждый год прогноз будет уточняться, лучше отложить до следующего года, когда ситуация станет более стабильной. «Неслучайно в электроэнергетике в этом году дали возможность скорректировать инвестиционные программы, запланированные на следующий год. То же самое нужно сделать и с прогнозированием», — сказал он.
Что касается введения цифрового проектирования, то здесь все будет зависеть от качества нового продукта, уверен Илья Долматов.
«Если он будет сырым, то, как говорят в таких случаях, миссия будет провалена. А профессиональные отечественные разработки приветствую», — отметил он. — Добавлю, что при создании новой модели планирования в электроэнергетике было бы неплохо учесть зарубежный опыт. К примеру, Евросоюза, который внедряет сложные модели развития электроэнергетики, объединяющие очень разные энергетические системы европейских стран. Нам будет проще — надо синхронизировать планы федерального центра и регионов, чтобы добиться эффекта синергии».
Против излишней централизации в энергетическом планировании и отстранения от этой задачи регионов выступает и заместитель руководителя Экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
«Минэнерго РФ и Системный оператор сегодня несут большую нагрузку. Не уверен, что в министерстве есть ресурсы, которые могли бы заниматься еще и планированием как первоочередной задачей, — заявил он. — Подчеркну, что Минэнерго РФ — не то министерство, которое было у нас при Советском Союзе, у него не те штаты. Лучше направить дополнительные ресурсы на решение задач по импортозамещению, к примеру, крайне необходимых сейчас турбин большой мощности.
Второй момент — если мы заберем функцию планирования у регионов, то лишим их инициативы. Это стало бы неверным шагом в нынешних условиях. Надо действовать с точностью до наоборот — развивать компетенции планирования на местах. Я не предлагаю в обязательном порядке заставлять регионы составлять индикативные балансы, но поощрять такую деятельность необходимо. Трудно представить, что Минэнерго, да и любая другая структура в центре начнет планировать развитие распределительных электросетей в Дагестане или Красноярском крае. От этого пострадают все. По крайней мере, поток согласований не уменьшится, а увеличится. Другое дело, что Минэнерго могло бы оказать регионам методическую поддержку в вопросах прогнозирования и планирования потребления и будущих нагрузок, чтобы они получали информацию о лучших практиках».
Сергей Кондратьев предложил сделать еще несколько шагов по развитию системы планирования в электроэнергетике. В частности, добиться того, чтобы актуализация планов в регионах действительно происходила каждый год. Зачастую эти задачи пересматриваются раз в 2–3 года.
Дорогие резервы и «котельнизация»
Перспективное планирование в электроэнергетике — история не только о том, сколько мощностей, где и когда построят, но и о том, сколько эта электроэнергия будет стоить для потребителей, какая экономика будет у генераторов, как будут регулироваться сети, считают эксперты.
«Очень серьезной системной проблемой, на мой взгляд, остается высокий уровень резервных мощностей в энергосистеме. Система с резервами в 20–30% создает большую нагрузку на потребителей, потому что эти резервы кто-то должен оплачивать», — отмечает Сергей Кондратьев.
Второй системной проблемой, решение которой стоит включить в планы, он называет перекрестное субсидирование — и межтерриториальное, и межотраслевое.
По мнению Сергея Кондратьева, при прогнозировании стоит рассмотреть и целевую модель рынка — вопрос, который полностью относится к компетенции Минэнерго. Нужна ли консолидация, а порой и сверхконцентрация активов в отдельных отраслях, как, например, в электросетевом комплексе? Какой эффект могут иметь такие решения?
«Еще одна проблема за рамками прогнозирования, — развитие когенерации. Если ее электрическую составляющую мы учитываем при планировании, то тепловая остается за кадром. В результате крупные промышленные предприятия выходят из централизованной системы теплоснабжения и строят свои котельные. Начинается процесс «котельнизации». Эту системную проблему также помогло бы решить эффективное планирование», — считает Сергей Кондратьев.