15.12.2022 Энергетика и промышленность России

Программы импортозамещения реализуются уже не первый год. Однако именно в этом году вопрос импортозамещения в ТЭКе встал наиболее остро. С какими итогами отрасль подходит к концу года, «ЭПР» рассказал Михаил Кузнецов, директор департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Минпромторга РФ.
— Михаил Викторович, каких успехов удалось добиться в части снижения зависимости от зарубежных производителей и поставщиков оборудования и технологий в ТЭКе? Есть ли планы и ожидания на следующий год?
— Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) очень важен для нашей страны. Именно он в большей мере влияет на ВВП и объем доходов федерального бюджета. Говоря в цифрах, доля нефтегазового сектора в ВВП России в I квартале 2022 г. составила более 21%, следует из данных Росстата. Это особенно на себя обращает внимание, так как в I квартале прошлого года вклад отрасли в ВВП составлял около 17%. Доля же нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в первой половине 2022 года выросла до 45%, увеличившись на 12 процентных пунктов за год, по данным Счетной палаты.
Наш ТЭК важен не только для России, но и для всего энергетического мирового баланса. Несмотря на то что покупатели энергоресурсов, которые поставляет Россия, могут меняться, нельзя отменять важность вклада страны в энергобезопасность всей планеты. Если мы исключим этот элемент из мировой конструкции, произойдет кризис для всей системы, что приведет к нехватке энергоресурсов в определенных областях и существенно повлияет на ценообразование. Для того чтобы поддерживать равновесие в системе, нам необходимо обеспечивать определенный уровень устойчивости топливно-энергетического комплекса РФ.
Одним из основных рисков, с которыми топливно-энергетический комплекс начал сталкиваться еще с 2014 года, является введение санкций. Но если ранее эти ограничения были направлены только против точечных проектов, то в 2022 году риск реализовался в полном объеме и охватил всю отрасль.
Исходя из всего вышесказанного, ключевой задачей департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга должно быть обеспечение технологического суверенитета и снабженческой безопасности предприятий, которые входят в комплекс.
В 2021 году уровень импортонезависимости по направлению нефтегазового машиностроения удалось довести до 60%. Целевой ориентир, который мы стараемся достичь к 2025 году, составляет 80%. Ежегодный рост этого показателя позволяет не только гарантировать нам технологический суверенитет в одной из ключевых отраслей, но и привлекать инвестиции в экономику и создавать новые рабочие места, что в целом стимулирует экономическое и технологическое развитие машиностроения и экономики.
— Насколько полно меры поддержки импортозамещения в ТЭКе охватывают все ключевые этапы реализации программы? Каким направлениям уделяется наибольшее значение (НИОКР, вывод продукции на рынок, масштабирование производства, экспорт)?
— Для того чтобы проекты и программы импортозамещения реализовывались комплексно, у нас организованы системные меры поддержки для каждого этапа создания продуктов: НИОКР, вывод продукции на рынок, масштабирование производства, экспорт. Каждое из перечисленных этапов играет важную роль для получения итогового конечного продукта, поэтому мы уделяем пристальное внимание каждому из этапов.
Поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется через субсидирование затрат на их проведение (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2019 № 1649 и уже утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1312) и субсидирование разработки конструкторской документации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 208).
Субсидирование разработки импортозамещающего оборудования уже осуществляется по большому количеству ключевых направлений ТЭКа — морская геологоразведка (14 проектов на общую сумму около 3,5 млрд руб.), подводная добыча углеводородов (11 проектов на 3,4 млрд руб.), сжижение природного газа (16 проектов на 4,7 млрд руб.), добыча нефти и газа (более 15 проектов на более чем 6 млрд руб.). До конца года планируется провести еще ряд конкурсов по направлениям — сжижение природного газа и водородная энергетика.
Также поддержка НИОКР по стратегическим направлениям может быть осуществлена через адресные постановления и распоряжения Правительства РФ. Таким образом, были поддержаны проекты создания оборудования для гидравлического разрыва пласта и газовых турбин большой мощности.
В части инжиниринга, по стартовавшему в этом году механизму, предусматривающему субсидирование разработки конструкторской документации, уже было поддержано 12 проектов в области нефтегазового машиностроения и 11 проектов в области энергетического машиностроения на общую сумму около 1,4 млрд руб.Выпуск первого опытного образца исторически поддерживается через механизм субсидирования части затрат на производство и реализацию пилотных партий (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 № 634). За все время по нефтегазовому и энергетическому машиностроению было поддержано более 50 проектов таким способом.
Поддержка российских предприятий на этапе «масштабирования производства» оказывается как механизмами предоставления налоговых льгот, так и кредитованием по льготной процентной ставке Фондом развития промышленности.
«Масштабирование производства» поддерживается и через стимулирование спроса на оте-чественную продукцию.
Требование о соответствии применяемой продукции «критериям ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации» (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719), уже внедрено в проекты в электроэнергетике, реализуемые в рамках программ модернизации генерации в Российской Федерации (КОММод) и строительства генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (ДПМ — ВИЭ).
Такое же правило есть и при субсидировании строительства электрических и газонаполнительных компрессорных заправочных станций.
Поддержка потребления российского оборудования оказывается при обновлении парка буровых установок. Соответствующий механизм позволил частично компенсировать затраты 6 буровых компаний в размере около 1,2 млрд рублей на приобретение отечественных решений, что способствовало производству 12 единиц оборудования на сумму около 8 млрд руб. Принимая во внимание успешный опыт, принято решение о пролонгации меры поддержки и на 2022 год. В декабре этого года будет проведен соответствующий конкурсный отбор.
Реализация потенциала производимой в России продукции на экспортных рынках осуществляется через такие механизмы поддержки, как: льготное кредитование, а также субсидирование транспортных затрат, расходов на омологацию и сертификацию.
«Наш ТЭК важен не только для России, но и для всего энергетического мирового баланса. Несмотря на то что покупатели энергоресурсов, которые поставляет Россия, могут меняться, нельзя отменять важность вклада страны в энергобезопасность всей планеты. Если мы исключим этот элемент из мировой конструкции, произойдет кризис для всей системы, что приведет к нехватке энергоресурсов в определенных областях и существенно повлияет на ценообразование. Для того чтобы поддерживать равновесие в системе, нам необходимо обеспечивать определенный уровень устойчивости топливно-энергетического комплекса РФ.»
Если говорить о дальнейших направлениях для совершенствования, то можно выделить следующие: финансовая поддержка научных команд и небольших коллективов при реализации инновационных проектов на этапах «Гипотеза» и «Идея», ребалансировка требований к получателям субсидий и последующим обязательствам реализации проектов, еще более активное стимулирование применения отечественной продукции в закупочных процедурах государственных и частных компаний ТЭКа.
— На днях, комментируя фейковую новость о поставках Ираном 40 газовых турбин, вы упомянули, что надеетесь, что данный спрос будет удовлетворен российскими решениями. Подскажите, пожалуйста, как ведется сейчас импортозамещение в части газовых турбин, в первую очередь, большой мощности? Каковы его перспективы?
— Освоением выпуска газовых турбин большой мощности при поддержке государства занимаются два российских предприятия — ПАО «ОДК-Сатурн» и АО «Силовые машины». Реализация проектов этих двух компаний позволит наладить производство широкой линейки производства газовых турбин мощностями 65 МВт, 115 МВт и 170 МВт.
Поставка и установка первой машины ГТД-110М мощностью 115 МВт ПАО «ОДК-Сатурн» запланированы на следующий год на ТЭС «Ударная» в Краснодарском крае. Это очень важный этап, который позволит будущим потребителям посмотреть на работающую в реальном технологическом процессе установку и оценить ее. Хотя, по имеющейся у нас информации, у ПАО «ОДК-Сатурн» уже достигнута договоренность о поставке еще трех таких турбин. Есть потенциальные интересанты и на дополнительные объемы. Первый этап проекта с целью увеличения мощностей производства ГТД-110М до двух единиц в год был поддержан Фондом проекта промышленности в размере 2 млрд руб. в год. Второй этап проекта по расширению механосборочных мощностей для увеличения потенциальных объемов выпуска газовых турбин большой мощности до четырех единиц в год в настоящий момент обсуждается.

АО «Силовые машины», осваивающие выпуск турбин ГТЭ-65 мощностью 67,7 МВт и ГТЭ-170 мощностью 155-171 МВт, планируют начать поставки своей продукции в 2023–2024 гг. Суммарная максимальная мощность производства на предприятии должна составить 8 установок в год. На эти объемы компания намерена выйти в 2025 году. Также компания намерена обеспечить генерирующие компании запасными частями к турбинам иностранных производителей. Проект возобновления производства газовых турбин в России реализуется АО «Силовые машины» при поддержке Минпромторга России, обеспечившим с 2019 по 2022 год предоставление государственной финансовой поддержки создания соответствующих турбин в объеме 4,8 млрд рублей.
Учитывая все вышесказанное, мы понимаем, что отечественная промышленность готова обеспечить суммарный заявляемый спрос со стороны предприятий, нуждающихся в новых генерирующих мощностях. Основным проблемным вопросом остается недоверие потребителей к первым «пилотным» образцам этой отечественной продукции.
«В части инжиниринга, по стартовавшему в этом году механизму, предусматривающему субсидирование разработки конструкторской документации, уже было поддержано 12 проектов в области нефтегазового машиностроения и 11 проектов в области энергетического машиностроения на общую сумму около 1,4 млрд руб.»
Решать это планируется, как уже было обозначено, путем демонстрации реально работающего оборудования на промышленных объектах, а также путем усиления требований по использованию российских решений потребителями.
— Нефтегазовая отрасль и, в частности, производство СПГ — сегменты, где в этом году отмечают значительные достижения в части импортозамещения. За счет чего этого удалось добиться?
– Импортозамещение продукции для нефтегазовой отрасли осуществляется сразу по очень широкому спектру направлений и находится на разных стадиях реализации, чтобы объяснить текущие результаты лишь одним из предпринятых действий. В машиностроении для ТЭКа задействовано более 1500 предприятий от малого до крупного бизнеса. Это огромный потенциал.Безусловно, есть и широкий спектр направлений, компетенции которые исторически сложились и развивались у оте-чественных предприятий, в том числе благодаря полученной базе от советской промышленности. Среди таких направлений, прежде всего, стоит отметить: трубную продукцию, трубопроводную арматуру, сосуды и аппараты, технологическое оборудование для обустройства месторождений, буровые комплексы, энерготехническую и энергетическую продукцию и многое другое.
Если говорить о новых направлениях в сфере машиностроения для ТЭКа, которое приобрело логичный импульс начиная с 2014 года, стоит отметить развитие компетенций у отечественных производителей в создании современного насосно-компрессорного оборудования, высокотехнологичного оборудования и технологий для бурения и закачивания многоствольных скважин (в том числе трудноизвлекаемых запасов), ряд позиций катализаторов нового поколения для нефтепереработки и нефтехимии, оборудования для проектов сжижения природного газа (СПГ), кабельной продукции газовых турбин и многое другое. Нельзя не отметить, что достичь этого удалось в том числе благодаря объединению усилий производителей и крупнейших потребителей — нефтегазовых компаний при непосредственном участии курирующих их федеральных органов исполнительной власти.
Особое внимание, конечно, в рамках этого года обращает на себя СПГ-тематика. Освоение требующейся продукции для реализации СПГ-проектов является основной задачей федерального проекта «Прорыв на рынке СПГ», который был утвержден Правительством РФ в декабре 2021 года. Ключевыми заказчиками (ПАО «НОВАТЭК» и ПАО «Газпром») определены основные виды требующегося оборудования.
За период 2020–2022 гг. уже поддержано 16 проектов по освоению выпуска решений для СПГ-проектов на общую сумму более 4,5 млрд руб. Это позиции насосного и компрессорного оборудования, запорной арматуры, компоненты мембранных резервуаров, детандеры, теплообменники, аппараты воздушного охлаждения, воздухоразделительные установки и стендеры.
Некоторые из первых поддержанных НИОКР по созданию оборудования для СПГ-проектов уже реализовались в появившихся продуктах. Например, в марте 2022 года насос отгрузки сжиженного природного газа прошел свои испытания на первом в России соответствующем испытательном стенде.
До конца 2022 года планируется поддержать НИОКР по созданию еще 17 видов СПГ-оборудования.

Если говорить о вызовах, с которыми мы сталкиваемся сейчас, можно сказать, что в основном трудности связаны с направлениями, никогда ранее не производившимися в РФ. Чаще всего это нишевые продукты, на которые даже в объемах России не хватает спроса, чтобы отечественным предприятиям было экономически выгодно их производить. Среди таких направлений, например, можно отметить ряд высокотехнологичных позиций по направлению промышленной автоматизации и химии (присадок для производства топлив и масел), а также специализированное программное обеспечение.
— Какие меры государственной поддержки сейчас пользуются наибольшим спросом со стороны отечественных производителей технологий и оборудования для ТЭКа? Есть ли планы по расширению списка мер поддержки и если да, то какие?
— В целом, отвечая на ранее задаваемые вопросы, я уже постарался обозначить ключевые существующие меры поддержки и подтвердить на реальных цифрах их работоспособность и эффективность.
В текущем году можно отметить возросший интерес промышленных предприятий к механизмам субсидирования НИОКР и «обратного инжиниринга», о которых я говорил ранее. Это обусловлено увеличением спроса со стороны компаний – заказчиков на отечественное оборудование в условиях введенных ограничительных мер.Поэтому мы продолжаем думать над тем, как существующие меры могут быть улучшены. И здесь основной потенциал — это уменьшение обязательств, которые берут на себя получатели субсидий. Нам уже удалось снизить с 5 до 2 коэффициент отношения будущей выручки от реализации создаваемого решения по отношению к размеру получаемой субсидии по ряду стратегических направлений (оборудование для СПГ-проектов и водородной энергетики). Но, возможно, есть потенциал более широкого применения этого подхода.
Для того чтобы это было реализовано, нам необходимо показать общий мультипликативный эффект, который возникает от поддерживаемых нами проектов. Ведь это не только прямая получаемая выручка производителя, но и вся цепочка кооперации, которая используется в рамках создания решения.
Акцентировать внимание хочу на востребованности регуляторных мер поддержки, основной целью которых сегодня является, в первую очередь, поддержание бесперебойной деятельности отечественной нефтегазовой промышленности.
С целью обеспечения предприятий достаточным оборотным капиталом для реализации проектов импортозамещения в условиях, когда спрос со стороны компаний ТЭКа вырос в разы, необходимо установление авансирования не менее 50% контракта и минимизация сроков расчета за поставленную продукцию до не более 30 дней.
Сегодня мы совместно с другими ФОИВами сформировали соответствующие директивы Правительства, утверждение которых позволит системно отрегулировать данный вопрос. В адрес компаний без госучастия планируется направить соответствующие рекомендации.
— В последнее время все чаще звучат утверждения, что для достижения устойчивого технологического суверенитета нужно не просто импортозамещать, но импортоопережать. То есть создавать собственную продукцию, превосходящую импортные аналоги. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Насколько реально реализовать такую стратегию сегодня? Какие области технологий и оборудования для ТЭКа наиболее перспективны с этой точки зрения?
– С этим выражением нельзя не согласиться. Мы не можем, да и это неоправданно чисто с экономической точки зрения, быть постоянно в роли догоняющих. При этом надо понимать, что, вынужденно оказавшись в текущей ситуации, мы обязаны обеспечить устойчивость уже созданной промышленной инфраструктуре и реализуемым в настоящее время проектам. По ним отказаться от «классического» импортозамещения мы просто не можем.
«В текущем году можно отметить возросший интерес промышленных предприятий к механизмам субсидирования НИОКР и «обратного инжиниринга», о которых я говорил ранее. Это обусловлено увеличением спроса со стороны компаний–заказчиков на отечественное оборудование в условиях введенных ограничительных мер.
Поэтому мы продолжаем думать над тем, как существующие меры могут быть улучшены.»
Импортоопережать же следует через формулирование, транслирование и реализацию технологических вызовов, которые сейчас стоят перед ключевыми потребителями. Компании-заказчики уже давно по всему миру практикуют такой подход, при этом не отказываясь от заказа на более конкретизированный НИОКР. Это особый инструмент в рамках системы «Открытые инновации», когда ты формируешь проблематику, не сильно конкретизируя свои ожидания по подходам к ее решению. После формируешь «воронку» и отсматриваешь весь спектр проектов.
Хотя на себя обращает внимание то, что, несмотря на наличие мер для практически всех этапов реализации проектов, они понятны и применимы преимущественно для относительно крупных и средних организаций с хорошо структурированными проектами. Я говорю о проектах с четким пониманием образа конечного изделия, предварительной оценкой себестоимости его производства и рынка сбыта. К сожалению, это неприменимо для тех самых проектов ранних стадий, реализуемых небольшими коллективами, для которых характерны высокие риски и неопределенность. В других странах подобного рода инициативы получают основную поддержку от венчурных фондов и частного бизнеса.
Именно поэтому необходимо задуматься о создании механизмов поддержки и таких проектов. Наиболее приоритетным и наиболее быстрым для реализации мне представляется вариант создания инструмента коллективного грантового финансирования проектов ранних стадий для ТЭКа, например, за счет консолидации средств, на актуальные технологические вызовы компаний ТЭКа.
— Производители часто упоминают о необходимости разработки, внедрения единых в РФ стандартов и системы оценки соответствия оборудования. Компании и институты разных сегментов ТЭКа, в частности ИНТИ, ведут работу по разработке своих предложений и выработке совместных стандартов. Как вы оцениваете необходимость такой работы? Насколько актуален этот вопрос сегодня?
— Мы как профильный ФОИВ помогаем нефтегазовым компаниям развивать систему отраслевой стандартизации и оценки соответствия по аналогии с международной практикой, способствовать переходу от практики использования корпоративных систем стандартизации и сертификации, так как это создает значительные барьеры для производителей для развития российских решений. Первый шаг в этом направлении в настоящее время реализуется через создание отраслевой системы стандартизации и оценки соответствия продукции в рамках АНО «Институт нефтегазовых технологических инициатив».
В развитие поддержанного Президентом Российской Федерации подхода по определению «Института нефтегазовых технологических инициатив» (ИНТИ), ответственной за решение этой задачи организацией, Минпромторг России и Минэнерго России проделали значительную работу по вовлечению нефтегазовых компаний к решению этой задачи.
К уже входящим в состав учредителей ИНТИ 4 компаниям («СИБУР», «Газпром», «Татнефть» и «Газпром нефть») свою предварительную позицию по готовности присоединиться сообщили «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «Зарубежнефть», «РуссНефть», «ИНК». Финальные решения в ближайшее время ожидаются от компаний «Роснефть», «НОВАТЭК», «Сургутнефтегаз» и «ЯТЭК».
СПРАВКА:
Целью АНО «ИНТИ» является создание единой отраслевой системы стандартизации и оценки соответствия качества продукции для предприятий энергетической отрасли – создание альтернативы Американскому институту нефти (API) и других иностранных отраслевых систем. На цифровой площадке ИНТИ происходит эффективный диалог между нефтегазовыми компаниями, производителями и инжиниринговыми компаниями. Совместная работа позволяет более эффективно и быстрее развивать и продвигать технологии и оборудование отечественных производителей и разработчиков на внутренних и внешних рынках посредством разработки единых отраслевых стандартов и проведения оценки соответствия.
Также данный инструмент мог бы быть полезен для консолидации компетенции и ресурсов в области импортозамещения в части формирования единых требований основных потребителей к такой продукции. Это позволит консолидировать отраслевой спрос и увязать с предоставлением при необходимости имеющихся мер гос-поддержки для разработчиков, а при получении первых партий обеспечить совместное признание основными потребителями результатов оценки соответствия продукции (испытаний), что позволит обеспечить последующий быстрый тираж и применение в закупках нефтегазовых компаний.
Поэтому важным элементом в успехе данной работы является проактивная инициатива оте-чественных предприятий и их вовлечение в процессы стандартизации и оценки соответствия через понимание конечного результата в виде упрощения сбыта своей продукции на внутренних и внешних рынках.
Успешная реализация проекта отраслевой системы стандартизации и оценки соответствия для одной отрасли может стать хорошим примером и для других. Уже сейчас мы активно думаем над масштабированием этого опыта на электрогенерирующие компании.
— Сегодня на первый план выходит межотраслевое взаимодействие. Очень многие проблемы разнонаправлены, и по многим направлениям, связанным с ТЭКом, Минпромторг взаимодействует с Минэнерго. Как ведется эта работа сейчас, над какими проектами?
— Взаимодействие между Минпромторгом России и Минэнерго России по выстраиванию эффективного диалога по линии «государство — компании ТЭКа — производители» полномасштабно стартовало еще в конце 2014 года, когда была создана Межведомственная рабочая группа по снижению зависимости российского ТЭКа от импорта оборудования.
Мы не можем, да и это неоправданно чисто с экономической точки зрения, быть постоянно в роли догоняющих. При этом надо понимать, что, вынужденно оказавшись в текущей ситуации, мы обязаны обеспечить устойчивость уже созданной промышленной инфраструктуре и реализуемым в настоящее время проектам. По ним отказаться от «классического» импортозамещения мы просто не можем.
В 2015-м был сформирован Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования, модераторами которого были российские нефтегазовые компании.
Особенность работы НТС заключалась в том, что объединенные на одной площадке заказчики и производители в тесном взаимодействии смогли определить наиболее «критическую» и первостепенную к замещению продукцию, сформировать требования к ней и консолидировать заказ.
Дальнейшее содействие машиностроителям в освоении производства критического оборудования оказывал Минпромторг — по линии софинансирования соответствующих разработок, и непосредственно сами заказчики — путем сопровождения проектов и вывода продукции на рынок.
Сегодня, когда текущие условия требуют еще большей вовлеченности в процесс импортозамещения как заказчиков, так и производителей, мы проводим работу по переформатированию Научно-технического совета и фокусировки работы по приоритетным направлениям, такие как: геологоразведка, бурение, добыча, переработка, транспортировка и сжижение углеводородов.
Модераторами экспертных групп станут представители уже созданных структур, таких как: Центр импортозамещения в ТЭКе при Агентстве по технологическому развитию, Центр компетенций технологического развития ТЭКа при Российском энергетическом Агентстве Минэнерго и ИНТИ. Это позволит уйти от формата, когда экспертные группы возглавляли разные нефтегазовые компании, каждая из которых в первую очередь решала собственные задачи.
Важной особенностью новой модели станет увязка необходимых мероприятий с вышеупомянутой работой по отраслевой стандартизации и оценке соответствий в рамках ИНТИ в части формирования единых требований к продукции от основных потребителей, а также методикам испытаний и последующей организации оперативных испытаний разрабатываемых решений.