На Тамбовской ТЭЦ специалисты АО «РИР Энерго» (входит в дивизион «Росатома» — Росатом Инфраструктурные решения») выполнили 65% работ по замене турбоагрегата станции. Новая турбина отечественного производства мощностью 130 МВт придет на смену агрегату, который бесперебойно работал здесь 42 года. Обновление самого мощного энергоблока Тамбовской ТЭЦ позволит увеличить общую мощность станции на 20 МВт, повысит надежность энергоснабжения и даст дополнительный импульс развитию региона.
В настоящий момент на объекте практически завершен монтаж металлоконструкций в ячейке турбоагрегата. Успешно проведены высоковольтные испытания статора генератора, установлен ротор. Завершается монтаж проточной части турбины.
До конца августа запланировано завершение устройства временных схем для прокачки маслопроводов, а также элементов системы регулирования паровой турбины и генератора. После этого и по итогам лабораторного анализа качества масла специалисты приступят к первому этапу пуско-наладочных работ — постановке турбоагрегата на валоповорот.
АО «Росатом Инфраструктурные решения» реализует несколько масштабных проектов в рамках государственной программы модернизации генерирующих мощностей. Так, помимо Тамбовской ТЭЦ, идет замена второго турбоагрегата на Смоленской ТЭЦ, где сейчас осуществляется сборка оборудования. В Томской области проводится комплексная модернизация Северской ТЭЦ: будет обновлено котельное и турбинное оборудование, внедрена технология сбора и переработки золы, что позволит перевести станцию на замкнутый цикл сжигания угля. Эти меры позволят повысить надежность энергоснабжения Сибирского химического комбината — одного из ключевых предприятий Госкорпорации «Росатом», а также укрепить систему теплоснабжения города Северск.
В рамках исполнения поручений Главы государства, озвученных в послании «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», Правительство осуществляет комплексную проверку проводимой работы в регионах по подготовке к предстоящему отопительному сезону. Особое внимание уделяется областям с высоким уровнем износа энергетической инфраструктуры и повышенным риском аварийности.
По поручению Премьер-министра правительственные рабочие группы выехали в регионы.
20 августа региональные инспекторы и советники Ермек Маржикпаев, Ералы Тугжанов проверили ход подготовки в области Абай и Мангистауской области.
В Семее Ермек Маржикпаев ознакомился с текущими работами на теплоисточниках города, включая котельные «Габбасова», «Центр», РК-3, а также ТЭЦ-1, РК-1 и котельные 103-103А. На сегодняшний день средний показатель готовности городских теплоисточников к отопительному сезону составляет 86%. При этом на 12 объектах ремонтные работы еще ведутся.
В целом по области ремонтные работы ведутся на 23 энергоисточниках и 26 км теплосетей. На текущий момент готовность объектов составляет 82,8%. По итогам реализации запланированных на 2025 год мероприятий ожидается снижение износа тепловых сетей с 59,4% до 56,6%.
В Мангистауской области Ералы Тугжанов в ходе рабочей поездки акцентировал внимание на системных вопросах модернизации энергокомплекса «МАЭК». Плановый ремонт на предприятии ведется согласно графику: ремонт энергоблока ТЭС № 2 полностью завершен, ведутся работы на котлоагрегате и турбине ТЭЦ-2, а также на бойлерных установках ТЭЦ-1. Следует отметить, что на реконструкцию «МАЭК» ранее были выделены средства из резерва Правительства.
Кроме того, уделено внимание проектам по обновлению тепловых сетей Актау. В городе ведется поэтапная замена 44 км магистральных и более 10 км внутримикрорайонных трубопроводов. Средний износ сетей, который на сегодня составляет 79%, после завершения работ по проекту снизится до 75%. Общая готовность жилого фонда и социальных объектов к отопительному сезону составляет 80%.
Подготовка к отопительному сезону находится на особом контроле Правительства.
Сибирская генерирующая компания продолжает масштабную модернизацию Новосибирской ТЭЦ-3. По федеральной программе на станции наряду с двумя турбинами заменят и генераторы. Проект в перспективе увеличит электрическую мощность станции на 8%. Сейчас на новосибирском заводе «ЭЛСИБ» изготавливают уже второй турбогенератор. Делимся фоторепортажем с производственной площадки.
В рамках федеральной программы модернизации мощностей ДПМ-2 ЭЛСИБ поставит на Новосибирскую ТЭЦ-3 два турбогенератора мощностью 130 МВт. Новое оборудование заменит старые генераторы, проработавшее на ТЭЦ более 50 лет, также изготовленные на ЭЛСИБе. Первую машину сейчас устанавливают специалисты «Сибирьэнергомонтаж» на энергоблок №13, второй турбогенератор будет поставлен на энергоблок №11.
Корпус статора — неподвижной и самой массивной части генератора — уже готов
Оба генератора ТВФ-130 — с водородным охлаждением. Эта технология хорошо себя зарекомендовала. Среди технических особенностей оборудования — применение новых материалов обмотки статора, новая конструкция ротора, включая вентиляционные каналы.
Изготовят турбогенератор до конца 2025 года. Затем в присутствии представителей Новосибирской ТЭЦ-3 пройдут стендовые испытания нового генератора.
С помощью микрометра специалист измеряет шейку вала ротора — вращающейся части генератора
После этого оборудование доставят на станцию. Генератор отправится на Новосибирскую ТЭЦ-3 по частям. Статор доставят железнодорожным транспортом, ротор и остальные узлы — автотранспортом. Отгрузка запланирована на 2026 год. Модернизацию турбоагрегата №13 планируют завершить к 2026 году, затем выполнят обновление турбоагрегата №11 с аналогичными параметрами. Само предприятие продолжит в этот период нести плановую тепловую и электрическую нагрузки за счет действующего оборудования.
В результате модернизации к июлю 2027 года установленная электрическая мощность станции увеличится на 40 МВт — прирост составит 8%. Вложения СГК в обновление Новосибирской ТЭЦ-3 запланированы на сумму свыше 12 млрд рублей.
В 2021 году ТЭЦ прошла отбор по федеральной программе ДПМ-2 (договор поставки мощности), которая позволяет проводить масштабную замену оборудования.
После завершения модернизации двух турбоагрегатов по инвестпрограмме на Новосибирской ТЭЦ-3 также планируют заменить турбогенератор №12. Замена необходима, чтобы исключить риски повреждения оборудования и недостаточного отпуска электрической и тепловой энергии. Новый генератор изготовят на ЭЛСИБе.
Энергетики СГК под контролем специалистов заводов-изготовителей оборудования проводят пуско-наладочные работы на котле и турбоагрегате строящегося второго энергоблока Красноярской ТЭЦ-3 (филиал Енисейской ТГК, подразделение СГК в регионе Енисейская Сибирь). Таким образом СГК готовит его к испытаниям — заключительному этапу перед пуском в работу.
Во время пуско-наладочных мероприятий специалисты настраивают и тестируют все системы нового энергоблока. После этого оборудование проходит комплексные испытания с участием государственной аттестационной комиссии. Их задача — подтвердить, что агрегаты могут работать в заданных параметрах. Так же, как и первый, второй энергоблок ТЭЦ-3 оснащен современным электрофильтром с эффективностью очистки твердых частиц выше 99%. При первых розжигах котла и наладке режима горения из трубы станции кратковременно может идти тёмный дым.
Второй энергоблок почти вдвое нарастит мощность Красноярской ТЭЦ-3, добавив 185 МВт установленной мощности станции. Кроме того, позволит увеличить выработку электроэнергии в общую систему энергоснабжения Сибири и дать дополнительное тепло для быстро растущих районов города. Проект реализуется в рамках федеральной программы «Чистый воздух» и будет завершен в 2025 году.
Системный оператор провел специальный обучающий вебинар для субъектов электроэнергетики и физических лиц для знакомства с функционалом, возможностями и правилами пользования новым порталом перспективного развития.
Начальник Службы проектирования электроэнергетических систем Дмитрий Подлесный рассказал о целях создания нового ресурса, его структуре, ключевых разделах и основном функционале.
Уже сегодня портал открывает доступ информации в сфере планирования перспективного развития отрасли, включая действующие Генсхему и СиПР ЭЭС России на 2025–2030 годы, исходную информацию для разработки СиПР ЭЭС, данные для проектирования, обосновывающие материалы и отчеты о реализации СиПР ЭЭС России, сводки замечаний и предложений к проектам программных документов, нормативную базу по планированию развития электроэнергетики. Объем информации на портале регулярно расширяется.
Дмитрий Подлесный подчеркнул, что уже 1 сентября на новом портале стартует процедура общественного обсуждения Схемы и программы развития электроэнергетических систем России на 2026–2031 годы.
«Процедура общественного обсуждения проекта схемы и программы развития электроэнергетических систем России в этом году будет впервые проводиться с использованием новой платформы», – уточнил представитель Системного оператора.
Получить достоверные данные об участниках общественного обсуждения, установить принадлежность пользователя к организации и его полномочия, а также территориальную привязку исполнительных органов субъектов РФ и виды деятельности юридических лиц позволит предусмотренная на портале процедура создания личного кабинета и регистрации с использованием «электронного паспорта» гражданина или организации – ЕСИА (Госуслуги).
Эта возможность представителям субъектов электроэнергетики, а также физическим лицам уже доступна, для уполномоченных органов субъектов РФ будет доступна начиная с 25 августа 2025 года.
Представитель Системного оператора напомнил, что общественное обсуждение СиПР на 2026–2031 годы завершится 30 сентября. Не позднее 30 октября на портале будут опубликованы результаты этой процедуры с позицией Системного оператора по каждому замечанию и предложению и доработанный проект документа.
В рамках вебинара также были продемонстрированы технические особенности работы портала и в том числе процедура регистрации лично кабинета и подачи предложений по доработке проектов документов перспективного развития электроэнергетики.
По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Казахстане продолжается работа по системной модернизации топливно-энергетического комплекса. Надежная, самодостаточная и современная энергетическая система станет прочным фундаментом для стабильного экономического роста страны и повышения благосостояния каждого гражданина.
Электроэнергетика: ключевая задача – обеспечение энергетической независимости
Главной задачей в электроэнергетической отрасли является обеспечение энергетической независимости страны и полное покрытие растущих потребностей экономики. В рамках поручения Президента поставлена амбициозная цель — ввести в эксплуатацию не менее 14 гигаватт новых генерирующих мощностей в ближайшие пять лет. Эта работа ведется по нескольким направлениям: модернизация действующих станций, строительство новых генерирующих установок, а также развитие гидро- и возобновляемых источников энергии.
За 2023 и 2024 годы уже введено в эксплуатацию 1,3 гигаватт новых электрических мощностей. В 2025 году идет процесс ввода ещё 621,5 мегаватт, а на 2026 год запланировано 2 648,5 мегаватт. Для достижения этих целей ведется активная работа по строительству новых стратегических объектов. В Туркестанской области реализуется проект по строительству электростанции на базе парогазовой установки мощностью до 1000 МВт. В Кызылорде ведутся строительно-монтажные работы по возведению новой ТЭЦ мощностью 240 МВт.
Снижение износа инфраструктуры: 9 теплоэлектроцентралей перешли из «красной» зоны высокого риска в «жёлтую»
В своем Послании «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» Глава государства Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на необходимость решения первоочередных инфраструктурных проблем.
Вопросы снижения износа ТЭЦ на особом контроле Правительства. Реализуется масштабная ремонтная кампания: в 2025 году запланирован капитальный ремонт 10 энергоблоков, 63 котлов и 39 турбин.На текущий момент ведутся работы на 5 энергоблоках, 30 котлах и 19 турбинах. Завершен ремонт 4 энергоблоков, 15 котлов и 9 турбин. Проводимые меры уже дают ощутимый результат: средний износ ТЭЦ по стране снижен с 64% до 61% благодаря модернизации и обновлению оборудования.
По итогам прошедшего отопительного сезона 9 ТЭЦ перешли из красной зоны высокой аварийности в жёлтую, 3 ТЭЦ — из жёлтой в зелёную зону. В настоящее время в красной зоне находятся 10 ТЭЦ, в жёлтой — 17, в зелёной — 10. Программа модернизации ТЭЦ будет продолжена на системной основе с целью ежегодного снижения износа и перевода объектов из зон риска в зону безопасной эксплуатации.
В рамках реализации поручения Президента в декабре 2024 года Правительством был утвержден Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов» (далее – Нацпроект), давший старт долгосрочному льготному финансированию широкомасштабной ремонтной кампании инфраструктуры ЖКХ.Нацпроект включает развитие генерирующих мощностей, улучшение сфер естественных монополий, поддержку отечественных производителей и социально уязвимых слоев населения, а также внедрение цифровых технологий для автоматизации процессов. В процессе задействованы более 200 инфраструктурных компаний. Ключевым индикатором является снижение износа объектов до 40%.
Согласно Нацпроекту для модернизации 86 тыс. км инженерных сетей привлекается порядка 6,8 трлн тенге инвестиций. Среди них: 1,6 тыс. км сетей теплоснабжения; 77,6 тыс. км сетей электроснабжения; 4,7 тыс. км сетей водоснабжения, 2,6 тыс. км сетей водоотведения. Это позволит снизить количество аварий на 27%. Для модернизации и строительства новой генерации электроэнергии будут привлечены инвестиции на сумму 6,2 трлн тенге, которые позволят снизить износ станций на 15% и ввести дополнительные источники генерации в суммарном объеме 7,3 ГВт.
На сегодня в стране функционируют 55 энергопроизводящих организаций из них 19 станций имеют износ свыше 65%. Объем выработки электроэнергии составляет 113 млрд кВтч, при этом потребление электроэнергии выше – 115 млрд кВтч. Таким образом, по предварительным прогнозам, на реализацию Нацпроекта на 5 лет необходимо привлечь в энергетический и коммунальный сектора порядка 13 трлн тенге инвестиций.
При этом следует отметить, что основная доля средств будет привлекаться из частных финансовых институтов (Банки второго уровня — БВУ, международные финансовые организации — МФО, фонд развития промышленности — ФРП).
В целом предусмотрены следующие механизмы финансирования: прямое финансирование (БРК, БВУ, МФО, ФРП); софинансирование; облигации; бюджетные кредиты; капитал частных монополистов; лизинговое финансирование. Каждому предприятию подбирается индивидуальная модель финансирования. Для повышения инвестиционной привлекательности Нацпроекта внесены изменения в тарифную методологию, позволяющие обеспечить возврат вложений и гарантировать необходимые уровни денежных потоков.
Кроме того, прорабатывается возможность субсидирования процентной ставки по займам, что позволит уменьшить влияние на тарифы. В целях смягчения тарифной нагрузки для социально уязвимых слоев населения будет оказываться адресная социальная помощь на возмещение затрат на оплату коммунальных услуг. Наряду с этим рассмотрены и определены 48 субъектов естественных монополий (96 проектов) с высоким уровнем износа активов, имеющих подтвержденные документы и готовые к финансированию на общую сумму 144,5 млрд тг. для ремонта и замены 1 347 км коммунальных сетей и 3 047 единиц оборудования.
В рамках модернизации и строительства энергетической и коммунальной инфраструктуры планируется максимально задействовать отечественное производство. За счет реализации Нацпроекта планируется полная загрузка казахстанских предприятий, производящих продукцию ЖКХ. Также предполагается строительство еще 27 производств с объемом инвестиций порядка 190 млрд тенге и созданием 3,5 тыс. новых рабочих мест. Задействованный объем продукции отечественных предприятий составит порядка 4,4 трлн тенге. Этот подход позволит не только повысить внутреннюю конкурентоспособность, но и сократить зависимость от импорта и укрепить позиции «местных» предприятий на рынке в целом.
Реализация Нацпроекта предусматривает мероприятия по поддержке социально уязвимых слоев населения, правила закупок с применением единой платформы для объединения всех регулируемых закупок, внедрение новых цифровых технологий в рамках автоматизации процессов модернизации объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры системного оператора и т.д.
Развитие нефтегазохимической отрасли
В Послании Президент Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на актуальность задачи по дальнейшему развитию нефтегазохимической отрасли. В рамках исполнения поручений Главы государства по переходу от экспорта сырья к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью реализуется программа развития нефтегазохимической отрасли. Общий объём инвестиций в шесть крупных проектов составляет около 15 млрд долларов США.
Ожидаемые результаты: создание 3500 постоянных и 16 000 временных рабочих мест; формирование стратегического кластера для промышленного роста и декарбонизации экономики; расширение ассортимента высокотехнологичной продукции (бутадиен, карбамид, терефталевая кислота, полиэтилен, полипропилен и др.).
Ключевые проекты: завод по производству полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год — введён в эксплуатацию; завод по производству полиэтилена мощностью 1,25 млн тонн в год – ведутся строительные работы на площадке, ввод в эксплуатацию запланирован на 2029 год. Также проработаны перспективные проекты по производству бутадиена, карбамида, терефталевой кислоты и другой продукции, востребованной в сельском хозяйстве, автомобильной и лёгкой промышленности.
Центром кластера станет СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (площадь — более 3 600 га), обеспечивающий участникам доступ к промышленным площадкам, инженерным коммуникациям и налоговым преференциям. На сегодняшний день в СЭЗ зарегистрированы 18 компаний-участников.
Газовая отрасль: от геологоразведки до глубокой переработки
В газовой отрасли стратегической задачей на текущем этапе развития является расширение ресурсной базы товарного газа. Как отметил в Послании Глава государства, предстоит расширить мощности и диверсифицировать газотранспортные маршруты. Одной из первостепенных задач Правительства остается обеспечение газом населения и экономики. В прошлом году начата эксплуатация ряда газовых месторождений, планируется также освоение новых залежей газа с общим объемом добычи в один миллиард кубометров в год.
Вместе с тем, Президент поручил Правительству до полного ввода этих проектов рационально распределять поставки газа на внутренний рынок, взвешенно подойти к переводу ТЭЦ и бытовых потребителей с угля на газ. Правительству было поручено ускорить строительство газоперерабатывающих предприятий в Жанаозене, на Кашагане и Карачаганаке. В кратчайшие сроки внедрить действенные стимулы, направленные на обеспечение возвратности инвестиций, включая предоставление адекватных тарифов и оптовых цен.
Работа Правительства, проводимая в рамках поставленных Президентом задач, синхронизирована с утвержденным в текущем году «Комплексным планом развития газовой отрасли до 2029 года». По поручению Главы государства активизировано строительство крупных газоперерабатывающих заводов:
На месторождении Кашаган реализуется проект ГПЗ мощностью 1 млрд м³/год со сроком завершения в 2026 году, а также прорабатывается проект ГПЗ мощностью 2,5 млрд м³/год.
На Карачаганакском месторождении планируется строительство ГПЗ мощностью 4 млрд м³/год с запуском в 2031-2032 году (производство товарного газа — 3,3 млрд м³/год).
В городе Жанаозен начато строительство нового ГПЗ мощностью 900 млн м³/год.
В рамках Дорожной карты по увеличению ресурсной базы газа уже введены в промышленную эксплуатацию месторождения Рожковское, Урихтау Восточный и Анабай.
Кроме того, в мае 2025 года начались строительно-монтажные работы на второй нитке Магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент», что значительно укрепит энергетическую безопасность южных регионов и транзитный потенциал страны.
Что касается обеспечения населения газом, на сегодняшний день уровень газификации Казахстана составляет 62,4%, что дает доступ к газу 12,6 млн человек из 20,2 млн населения. Это на 2,4% выше показателя 2023 года. В 2024 году построено более 4 000 км газопроводов и реализовано 93 проекта. В 2025 году планируется завершить ещё 77 проектов, обеспечив подключение к газу свыше 300 тыс. человек.
Цифровая трансформация и инновационное управление
Важнейшим направлением модернизации является внедрение современных цифровых решений. В рамках исполнения поручений Главы государства в отрасли активно применяются технологии искусственного интеллекта.
В электроэнергетике дроны с ИИ помогают оперативно диагностировать линии электропередачи, выявлять дефекты и предотвращать сбои.
В теплоэнергетике роботизированные комплексы на основе акустического резонанса сканируют состояние труб изнутри, что позволяет проводить ремонт точечно, эффективно и со снижением тарифной нагрузки.
В газовой отрасли успешно работает ИИ-ассистент, который автоматически распознаёт показания счетчиков по фотографии, упрощая процесс для потребителей.
Обеспечение смежных отраслей и долгосрочное планирование
Наряду с глобальными проектами, решаются и текущие задачи по обеспечению ключевых секторов экономики. Так, в стране полностью решен вопрос обеспечения дорожно-строительной отрасли отечественным битумом. За счет модернизации действующих четырех заводов их общая мощность доведена до 1,52 млн тонн в год, что с запасом покрывает потребности внутреннего рынка.
В мае 2025 года завершена модернизация ТОО СП «Caspi Bitum», что позволило увеличить производственные мощности с 50 до 67 тыс. тонн в месяц. Таким образом, в стране полностью обеспечивается поставка битума на внутренний рынок. Также при необходимости будет обеспечен импорт до 500 тыс тонн.
21 июля 2025 года Постановлением Правительства утверждена Концепция развития нефтеперерабатывающей отрасли на 2025-2040 годы. Этот документ определяет стратегический вектор на углубление переработки углеводородов и производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Вся комплексная работа направлена на достижение главной цели, поставленной Президентом, — построение сильной и диверсифицированной экономики, в основе которой лежит надежный, современный и технологически развитый топливно-энергетический комплекс, работающий на благо каждого казахстанца.