14.02.2014 Газета «Силовые машины» №5 (359)
«Красный котельщик» изготовит и поставит оборудование для строящейся электростанции (ГТУ-ТЭЦ) на площадке Центральной пароводяной бойлерной во Владивостоке.
На разработку конструкторской и рабочей документации, производство трёх водогрейных котлов утилизаторов (КУ) уйдёт около девяти месяцев. Поставка оборудования по железной дороге займёт примерно 45 дней.
По словам главного конструктора по котлам Таганрогского инжинирингового центра Юрия Почепко, газотурбинные установки с котлами утилизаторами – современное перспективное направление на рынке энергомашиностроения.
Принцип работы такого оборудования довольно прост: газ сгорает и приводит в движение турбину, которая вырабатывает электроэнергию, а выходящие газы превращают воду в котле утилизаторе в пар. Двойной цикл (газовый и паровой) с утилизацией тепла в КУ повышает эффективность работы станции, значительно увеличивая её кпд. Проектирование и изготовление водогрейных котлов-утилизаторов – довольно длительный и сложный процесс. Что касается сроков, то заказчик выдвинул свои особые требования: отсчёт выполнения всех обязательств по договору ведётся с момента объявления победителя тендера, один месяц предоставляется для выдачи исходных данных генпроектировщику (основные решения по компоновке оборудования, тепловые расчеты и т.д.) в объёме, необходимом для выполнения проектных работ в целом по станции. Через девять месяцев оборудование должно быть поставлено на площадку заказчика.
– Ещё на стадии подачи технического предложения мы поэтапно снизили вес продукции на 3 – 6%, – поясняет главный конструктор проекта Михаил Елисеев. – С московскими коллегами из департамента технического и проектного сопровождения приложили все усилия для оптимизации конструкции, чтобы обойти конкурентов. В настоящий момент разрабатывается рабочий проект. Требуемая согласно договору документация передана генпроектировщику, технические решения проходят этап согласования. Кроме того, ведётся работа с поставщиками комплектующих, рассматриваются различные предложения от подрядчиков.
– Рабочие чертежи начали разрабатывать ещё осенью прошлого года, – говорит Михаил Елисеев.
– Уже сдана часть документации на модули поверхностей нагрева, панели обшивки основного и входного газоходов, вспомогательные узлы. Основные работы по проекту ещё впереди, но уже можно отметить некоторые особенности и новшества. Так, конструкция газоходов (подводящего, байпасного, входного и основного) максимально уменьшена по весу. Существенный вклад в эту разработку внёс расчётный отдел. Акустические расчёты, выполненные заместителем начальника отдела Ольгой Химченко, позволили минимизировать толщину обшивки газохода.
При проектировании дымовой трубы перед конструкторами стояло несколько задач. Во-первых, учесть, что в неё подаётся выхлоп горячих газов с температурой более 500 градусов, таких труб под маркой «Красного котельщика» ещё не было. Во вторых, необходимо было сократить издержки при транспортировке, поэтому нашли возможность уменьшить диаметр трубы. Также оптимизировали оборудование по составу материала.
В своей работе специалисты Таганрогского инжинирингового центра используют современное программное обеспечение. Например, в SCAD выполняется расчёт металлоконструкций, в AVEVA осуществляется 3D-проектирование, работа в ANSYS даёт возможность оценить прочность отдельных узлов КУ. Тепловые и гидравлические расчёты выполняются в программе Hybrid. Именно благодаря последней специалисты создали оптимальную конструкцию оребренной поверхности нагрева, что позволило уменьшить габариты котла в сравнении с конкурентами.
Начальник отдела организации отгрузки «Красного котельщика» Олег Минка отмечает ещё одну особенность заказа:
– Это, безусловно, большое транспортное плечо через всю страну, а, следовательно, и большие затраты на перевозки. Отдел упаковки инжинирингового центра ведёт поиск решения по оптимальной загрузке железнодорожных платформ для максимально эффективной доставки оборудования.
Отметим также, что специалисты «Красного котельщика» примут участие в шеф монтаже, шеф-наладке, получении различных разрешений, инструктаже персонала по эксплуатации нового оборудования и при гарантийных испытаниях.