11.12.2014 Журнал «Энергия без границ»,№ 5 (30) октябрь – ноябрь 2014
С каждым годом в электроэнергетике России вводится всё больше новых генерирующих мощностей, что должно способствовать серьёзному техническому обновлению отрасли. Однако пока значительного роста эффективности генерации не наблюдается: старые, неэффективные электростанции продолжают работать наряду с современными, давая дополнительную нагрузку на потребителей. Сейчас перед отраслью как никогда остро стоит вопрос создания механизма вывода старых мощностей из эксплуатации.
В начале 2000-х годов, когда стало понятно, что электростанции, построенные 30–40 лет назад, устаревают и теряют надёжность, новые генерирующие объекты не строятся, а электропотребление в стране быстро растёт, проблема старой мощности грозила дефицитом электроэнергии. Это явилось толчком к проведению реформы отрасли, направленной на привлечение частных инвестиций в электроэнергетику и создание конкурентного рынка, способного обеспечить возврат этих инвестиций. Запущенный механизм договоров о предоставлении мощности (ДПМ) позволил начать масштабное строительство новых электростанций в стране. Но встал вопрос о наличии в энергосистеме большого объёма старых генерирующих объектов, которые вытесняют с рынка более новую и современную мощность, создавая дополнительную ценовую нагрузку на потребителей и негативно влияя на надёжность функционирования энергосистемы. На сегодняшний день вывод неэффективной генерации из эксплуатации является серьёзной головной болью и для генераторов, и для регуляторов отрасли.
Вынужденное присутствие
Казалось бы, в чём вопрос? Надо просто закрыть старую ТЭЦ! Но не всё так просто. Проблема в том, что значительная часть неэффективных мощностей нужна потребителям – им больше неоткуда получать электроэнергию или тепло, кроме как с той теплоцентрали, которая не выдерживает конкуренции. Чтобы закрыть старую мощность, нужно или построить новую, или соорудить линию электропередачи, или возвести тепловую котельную – одним словом, придумать, чем заменить закрываемый энергоблок.
А это опять дополнительная нагрузка на потребителей: они продолжат содержать неэффективную мощность до момента, пока её нельзя будет вывести, и начнут платить за замещающие мероприятия. Нужно оценивать стоимость каждого из вариантов замещающих мероприятий и определять источники инвестиций.
На рынке мощности неэффективные энергоблоки, которые нельзя закрыть, называются «вынужденными». Данный статус даётся Правительственной комиссией по электроэнергетике, он позволяет получить нерыночный, более высокий тариф на мощность и по умолчанию пройти конкурентный отбор мощности (КОМ). Причём есть два вида «вынужденных» энергоблоков – по электроснабжению и теплу, и проблемы с каждым из этих видов имеют свои особенности. «Вывод старых мощностей из эксплуатации, особенно объектов, работающих режиме комбинированной выработки тепла и электроэнергии, сегодня является очень серьёзной проблемой не только для генераторов, но и для регионов. Многие объекты когенерации сегодня получают статус «вынужденных» именно по теплу, поскольку являются крупнейшими производителями тепловой энергии в своих регионах.
И главный вопрос не только в их выводе из эксплуатации, но и замене на новые источники тепла», – пояснили «Энергии без границ» в ОАО «Квадра», которое покрывает четверть потребностей Центрального федерального округа в тепловой энергии. Сегодня механизмы вывода из эксплуатации старых теплогенерирующих мощностей прописаны только в Постановлении Правительства № 889 от 2012 года. «Однако данные механизмы в настоящее время нереальны к исполнению, поскольку требуют больших финансовых вложений как для компенсации тарифов, которые резко вырастут при закрытии старых мощностей, так и для строительства новых, которые заменят старые источники тепла», – считают в компании. Данные затраты без механизмов компенсации этих вложений сегодня не готовы нести ни бюджет, ни собственники энергообъектов, ни потребители.
КОМ «престарелых»
В 2014 году правительство приступило к активному обсуждению проблемы «вынужденных» генераторов и даже вынесло на общественное обсуждение блок поправок в правила проведения Конкурентного отбора мощности на 2015 год, где, в частности, предлагалось серьёзно усложнить получение статуса «вынужденного по теплу» с 2016 года.
«Системный оператор» предложил своё видение механизма вывода неэффективной генерации: мощность таких энергоблоков должна оплачиваться, только если её замещение обойдётся дороже, чем содержание. Но в рамках КОМ на 2015 год конкретных решений по «вынужденным» принято так и не было. Справедливости ради надо отметить, что регуляторы делают небольшие шаги в направлении снижения количества неэффективных мощностей на рынке. Так, несколько лет назад правилами оптового рынка было предусмотрено введение минимальных технических параметров, которым должен удовлетворять генерирующий объект для участия в конкурентном отборе мощности. Перечень и конкретные значения этих параметров были установлены приказом Минэнерго России. В результате часть генерирующих объектов, не удовлетворяющих минимальным требованиям, в 2011–2013 годах была выведена из эксплуатации, напомнили «Энергии без границ» в «Совете рынка». Плюс в правила КОМ на 2015 год включили ограничение на участие в отборе мощности старого генерирующего оборудования с «плохими» параметрами в случае, если такое оборудование практически не участвует в выработке электроэнергии. Например, генерирующее оборудование тепловых электростанций с турбиной старше 55 лет может участвовать в КОМ только в том случае, если коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) для него за предшествующий год был больше 8%.
Кроме того, по данным СМИ, Минэнерго прорабатывает и ещё один вариант снижения доли неэффективной генерации: запрет на эксплуатацию с 2018 года конденсационных электростанций (то есть вырабатывающих только электроэнергию) с низкими показателями КПД: ниже 26% для угольных и ниже 28% для газовых энергоблоков.
Но этого недостаточно, говорят потребители, так как основную ценовую нагрузку дают всё-таки энергоблоки со статусом «вынужденные». В 2014 году этот статус получили 7,7 ГВт мощности, на КОМ было отобрано 160 ГВт, а в целом с учётом АЭС, ГЭС и ДПМ-проектов рынок оплатил в 2014 году 188,6 ГВт мощности, то есть «вынужденной» мощности в российской энергосистеме в текущем году – около 4%.
Правительство в середине сентября утвердило перечень генерирующего оборудования, отнесённого к объектам, мощность которых будет поставляться в «вынужденном» режиме в 2015 году. В этот список попали 2,3 ГВт. Ещё 2,8 ГВт были отобраны как «вынужденные» на КОМ по причине запрета уполномоченных органов на вывод из эксплуатации. Однако по факту объём «вынужденной» генерации будет выше: отбор на 2015 год не прошло 15,4 ГВт мощностей, и, по мнению экспертов, большая часть из этого объёма также добьётся данного статуса на Правительственной комиссии. Таким образом, если сделать примерный расчёт, базируясь на итогах КОМ (будет оплачиваться 183,4 ГВт мощности), в 2015 году процент «вынужденной» генерации в ЕЭС России может быть уже в два раза больше, чем годом ранее, – более 8% . По мнению экспертов, решение вопроса давно не то что назрело, а перезрело. «Как известно, в электроэнергетике не бывает ничего бесплатного, и за всё в итоге платит потребитель. В случае с вынужденной генерацией он платит за откладывание решения проблемы неэффективных мощностей на более поздний срок, и если данный вопрос будет и дальше оставаться в подвешенном состоянии, то ежегодная плата за сохранение status quo будет лишь возрастать», – говорит руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр ГРИГОРЬЕВ. – Тем не менее подход должен быть взвешенным: просто «выкидывать» неэффективные станции с рынка, разумеется, нельзя, необходимы чёткие и понятные механизмы их замены без ущерба для надёжности энергосистемы, но и без создания дополнительного ценового давления на потребителей. Как этого достичь – тема дискуссионная, но какой бы механизм ни предлагался, его неотъемлемой частью должна быть прозрачность и открытость, в том числе для общественного и экспертного контроля со стороны потребителей, ведь это им придётся оплачивать любой вариант решения данного вопроса».
Своими силами
Генерирующие компании пытаются найти выход своими силами, насколько позволяет ситуация. Так, в «Интер РАО» запланирован вывод 1871 МВт устаревших и неэффективных мощностей, прежде всего на Южноуральской, Верхнетагильской и Черепетской ГРЭС. Причём эти мероприятия синхронизированы с инвестиционными программами нового строительства замещающих мощностей. В компании отмечают, что в рамках вывода оборудования будет применяться индивидуальный подход к разработке и принятию технических решений по каждому объекту для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей и сохранения системной надёжности. Компания даже не стала подавать заявки на Конкурентный отбор мощности 2015 года по некоторым мощностям. «Группа «Интер РАО» целенаправленно не подавала заявки на участие в КОМ для 276 МВт старой неэффективной мощности на Верхнетагильской и Южноуральской ГРЭС, планируемой к выводу с января 2015 года в соответствии с Планом вывода неэффективного генерирующего оборудования», – сообщили в «Интер РАО».
«КЭС Холдинг» в 2014 году закрыл две электростанции – Владимирскую ТЭЦ-1 и Чебоксарскую ТЭЦ-1. В этом году компания планирует закрыть ещё три объекта – в Иванове, Саратове и Саранске. «Бизнес-стратегия «КЭС Холдинга» подразумевает оптимизацию портфеля активов. Речь идёт как о строительстве новых и техническом перевооружении действующих объектов генерации, так и о выводе из работы неэффективных и невостребованных мощностей, – сообщили «Энергии без границ» в компании. – Мы выводим объекты, тепловая мощность которых избыточна. Дело в том, что в результате планомерного сокращения потребления тепловой энергии со стороны промышленности в очень многих городах России сложился серьёзный профицит тепла по источникам. Например, в городах нашего присутствия переизбыток тепла составляет от 30 до 50%». Выводит тепловые мощности и Янтарьэнерго. Как сообщил гендиректор калининградской компании Игорь МАКОВСКИЙ, после окончания отопительного сезона 2014 года производство тепла на Светловской ГРЭС-2 будет прекращено. В округе построили новую котельную, и ГРЭС как источник тепла больше не нужна.
По оценкам Сибирской генерирующей компании, выводы их мощностей с 2007 года составили 1242 Гкал/ч тепловой мощности ТЭЦ – этого было бы достаточно для отопления 600-тысячного города. Газпромэнергохолдинг, объединяющий 17% установленной мощности российских мощностей, также ведёт работу по закрытию неэффективных энергоблоков. По словам гендиректора компании Дениса ФЁДОРОВА, выведены из эксплуатации девятый блок Троицкой ГРЭС (500 МВт) и несколько небольших блоков в Санкт-Петербурге. А в целом в течение трёх-пяти лет Газпромэнергохолдинг мог бы вывести порядка 1,5 ГВт неэффективных мощностей, но тому препятствуют региональные власти.
Бизнес-план «Энел Россия» до 2018 года, утверждённый в марте этого года, подразумевает вывод из эксплуатации 250 МВт старой мощности. Речь идёт о выводе старых энергоблоков на Невинномысской ГРЭС (170 МВт) и Среднеуральской ГРЭС (80 МВт), сообщил представитель «Энел». ТГК-14 хотела бы закрыть Читинскую ТЭЦ-2, которая работает с 1930-х годов. А вот у «Фортума» и «Э.ОН Россия» планов по закрытию мощностей нет.
Статус обязывает
Участники рынка считают, что сдвинуть проблему с мёртвой точки может новая модель рынка тепловой энергии (подробности – на стр. 14–15). Также необходимо отказаться от присвоения статуса «вынужденного по теплу», считают энергетики, а с каждым конкретным тепловым «пенсионером» разбираться на местном уровне.
Нормативная база предусматривает, что срок поставки мощности «тепловых вынужденных» – до 30 июня 2017 года, поэтому есть шанс, что в ближайшие пару лет конкретные решения будут приняты. Эксперты напоминают и ещё про один аспект проблемы «вынужденных» мощностей: компаниям выгодно получить этот статус и добиться более высокого тарифа на мощность. «Обычно генераторы кивают на регулятора и ждут неких административных «пинков» или материального стимулирования к выводу мощностей. Но некоторые примеры указывают, что компании и сами могут выводить мощности, – говорит аналитик Deutsche Bank Дмитрий БУЛГАКОВ. – По данным «Системного оператора», в прошлом году количество выведенного оборудования (684 МВт) снизилось по сравнению с выводами 2012 года почти в три раза (1911 МВт). Следовательно, компании могут выводить мощности и сейчас, но не делают это, потому что, видимо, даже на неэффективном и старом оборудовании при существующей системе оплаты мощности и «вынужденной» генерации они в состоянии покрывать свои издержки». Поэтому для дальнейшего стимулирования к выводу старого оборудования – по результатам общественного и публичного обсуждения – нужно постепенно ужесточать правила оплаты избыточной мощности. «Регулятор, очевидно, думает в этом направлении, но вопросы надёжности или же отраслевой лоббизм пока сдерживают более активные действия», – считает эксперт. Таким образом, для того чтобы отправить энергетических «пенсионеров» на заслуженный отдых, нужно запретить статус «вынужденных по теплу», запустить рынок теплоснабжения, ужесточить оплату избыточной мощности и решить ещё с десяток сопутствующих проблем, и всё это при непосредственном участии потребителей электроэнергии. Впрочем, электроэнергетика – это та отрасль, в которой государство, прежде чем отрезать, предпочитает отмерить не семь раз, а намного больше.
Установленная мощность генерирующего оборудования на электростанциях ЕЭС России увеличилась в 2013 году на 3,4 ГВт (до 226,47 ГВт), до 2018 года планируется ввести ещё около 20 ГВт мощности, заявил министр энергетики Александр НОВАК на годовой коллегии министерства. В то же время спрос на электроэнергию за восемь месяцев этого года упал на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и, по прогнозам, существенного роста энергопотребления в ближайшие годы не ожидается.