05.10.2015 Журнал «Мегаватт», № 3(10) 2015 Июль — сентябрь
Сотни оснащенных станций, тысячи реализованных проектов… Оборудование под маркой Таганрогского котлостроительного завода (ТКЗ) «Красный котельщик» известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Имея богатый опыт проектирования и изготовления котлоагрегатов и другой продукции, «Красный котельщик» способен ответить практически на любые потребности заказчика в части инжиниринга, производства, монтажа и сервиса котельного оборудования,— говорит главный конструктор ТКЗ Владимир Иваненко.
Важен каждый проект
— Владимир Витальевич, назовите наиболее интересные проекты, над которыми сейчас работают специалисты «Красного котельщика».
— Для нас каждый проект интересен. В данный момент их около тридцати, выделю несколько: это оборудование для ТЭС «Лонг Фу-1», Нижнекамской ТЭЦ-2, Березовской ГРЭС, Балхашской ТЭЦ и Сахалинской ГРЭС-2. Для вьетнамской «Лонг Фу-1» мы проектируем два котла к энергоблоку 600 МВт. Это масштабный проект и в смысле технических характеристик оборудования, и с точки зрения объема выполняемых работ: паропроизводительность каждого котла — 1908 т/ч, расход топлива — около 270 т/ч, длина — 54 м, шири- на — 56, высота — 86, масса — около 15 тыс. тонн. Одна из основных особенностей проекта — это требование к сжиганию углей с огромным диапазоном топливных характеристик (значительный разброс химического состава и физических свойств). При этом должны обеспечиваться весьма жесткие (применительно к азиатским странам) экологические показатели. Специалисты ТКЗ отвечают на требования заказчика применением специального «низкоэмиссионного» топочного процесса и установкой оборудования по очистке дымовых газов на «хвосте» котлов. Для Нижнекамской ТЭЦ-2 реконструируем газомазутные котлы для сжигания нефтяного кокса. В результате кардинального изменения конструкции котлов заказчик получит возможность использовать нефтекокс (побочный продукт нефтепереработки) в качестве топлива, экономя при этом природный газ. Для Березовской ГРЭС мы модернизируем котел третьего энергоблока мощностью 800 МВт. После изменения схемы сжигания повысится качество топочного процесса, в результате будут значительно сокращены вредные выбросы в атмосферу, стабилизируется процесс горения угля, уменьшатся отложения шлака на поверхностях нагрева. Не менее интересны проекты по Сахалинской ГРЭС-2 и Балхашской ТЭЦ. Для Сахалинской ГРЭС-2 разрабатываются котлы паропроизводительностью 230 т/ч. Особенность проекта в том, что котлы рассчитаны на сжигание трех марок углей, а место их установки отличается высокой сейсмичностью. Руководство Балхашской ТЭЦ поставило перед нами сложную и интересную задачу — минимизировать габариты котла, обеспечив при этом требуемые современные технико-экономические и экологические показатели. После успешной реализации проекта мы получим референцию на аналогичные заказы.
По индивидуальному заказу
— Можно ли каждый котлоагрегат, производимый на ТКЗ, назвать индивидуальным? Или же это типовое оборудование?
— Котлы — это не серийная, единичная продукция, которая создается, как правило, на базе индивидуальных технических требований. Главное из них — это возможность использовать топливо или смеси топлив заданного химического состава. Состав топлива определяет нужную технологию сжигания, конструкцию топочно-горелочных устройств и основные габариты котла. Сегодня заказчики стремятся расширить номенклатуру используемых энергетических углей, которые кардинально отличаются по составу и свойствам. Естественно, что для их сжигания требуются котлы совершенно разной конструкции. В наибольшей степени это проявляется при сравнении совершенно разных по составу и свойствам топлив. Например, антрацита, низкосортного для энергетики угля, и качественного каменного угля. Технология сжигания в этих двух случаях будет значительно отличаться, и потребуется применение совершенно разных горелочных устройств. Очень многое зависит и от параметров пара — совершенно по-разному организуются процессы нагрева и испарения воды в тракте котлоагрегатов в случаях низких и высоких параметров. А если к вопросам топлива и параметрам добавить еще и техтребования, связанные с условиями конкретного энергоблока и строительной площадки, которые также индивидуальны, то говорить о типовом оборудовании не приходится.
— А как часто заказчики просят произвести нестандартное оборудование? И готов ли «Красный котельщик» к таким проектам?
— Довольно часто. Мы не готовы браться за работу только в случае, если требуемое изделие далеко от инженерно-технологического профиля ТКЗ. В других случаях выполнение нестандартных заказов — вопрос решаемый.
Отвечая требованиям отрасли
— Каковы новые направления работы дирекции по инжинирингу ТКЗ?
— Поиск новых решений ведется постоянно. Сейчас мы работаем над котлами большой мощности на суперсверхкритических параметрах, котлами-утилизаторами для нефтедобычи, емкостным оборудованием для газонефтехимии, газоочистным оборудованием, котлами для сжигания биомассы. Конструкция каждого последующего котла становится все более совершенной, при этом оборудование производства ТКЗ отвечает главным тенденциям технологического развития отрасли.
— Насколько актуальны и востребованы сегодня традиционные продукты ТКЗ?
— Достаточно актуальны. И мы, безусловно, сохраняем и развиваем нашу традиционную номенклатуру — котлоагрегаты на докритических и сверхкритических параметрах пара; котлы-утилизаторы для парогазовых и газотурбинных установок; теплообменное и водоподготовительное оборудование. Здесь мы сосредоточены на понижении себестоимости и улучшении технических характеристик.
— Какие ресурсы ТКЗ обеспечивают возможности для постоянного внедрения инноваций?
— Наши инженерные кадры — это профессионалы трех российских школ котлостроения: таганрогской, подольской и барнаульской. Кроме того, в активе «Красного котельщика» — подразделение в Хорватии. Таким образом, на сегодняшний день предприятие имеет четыре проектно-конструкторских центра. Таганрог и Подольск специализируются на разработке энергетических котлоагрегатов средней и большой мощности (от 400 до 4000 тонн пара в час), при этом оба подразделения ориентированы на разные виды топлив. Барнаул в основном работает над котлами мощностью от 50 до 500 тонн пара в час. Специализация хорватского подразделения Duro Dakovic — котлы для сжигания биомассы и небольшие газомазутные котлы. Безусловно, такое деление не мешает сотрудникам разных проектно-конструкторских центров сотрудничать в рамках одного проекта. Так, Duro Dakovic и подольский филиал совместно проектируют котельную установку для ТЭЦ компании «Усть-Ижорский фанерный комбинат», предназначенную для сжигания биомассы. Этот проект — один из примеров применения энергосберегающих технологий и комплексной переработки сырья. В данном случае источником тепла и электроэнергии служат древесные отходы комбината.
— У ТКЗ по-прежнему сильные позиции в вопросах модернизации и реконструкции?
— В отечественной энергетике все острее стоит вопрос повышения технико-экономических и экологических показателей. Старое оборудование, эксплуатация которого была начата более 20 лет назад, не соответствует современным требованиям, а установка нового связана со значительными материальными затратами. Естественно, заказчики часто выбирают модернизацию. И здесь у ТКЗ есть преимущество: доля нашего котельного оборудования в России и странах СНГ — около 60%. Понятно, что о своей продукции мы знаем больше других. Это знание в сочетании с новыми подходами к проектированию позволяет нам предлагать модернизации, результат которых — значительное повышение технических параметров.
Около 60% котельного оборудования, установленного в России и странах СНГ, спроектировано и изготовлено на Таганрогском котлостроительном заводе «Красный котельщик»