Журнал «Энергия без границ», № 3 (38) июнь – август 2016

Министерство энергетики России представило на правительственной комиссии по электроэнергетике проект Генсхемы размещения энергообъектов до 2035 года. Для замещения старых мощностей и растущих потребностей в стране необходимо построить до 92 ГВт новых энергомощностей. Проект предполагает перераспределить энергобаланс в пользу АЭС, сократив долю ТЭС. Минэнерго РФ оценило общие инвестиции в развитие ЕЭС в астрономические 14 трлн рублей. Документ отправлен на доработку. Механизмы привлечения инвестиций пока непонятны, а изменение энергобаланса потребует пересмотра рыночных правил, считают эксперты.

Минэнерго подготовило проект Генсхемы размещения энергообъектов до 2035 года. Она должна лечь в основу развития генерирующих и сетевых мощностей в этот период, предотвратить ожидаемый дефицит электроэнергии. Кроме того, документ определяет структуру генерирующих мощностей по видам генерации, а также планы вывода, модернизации и нового строительства электростанций. Схема формировалась, исходя из прогноза спроса на электроэнергию и мощность до 2035 года, утверждённую правительством в апреле прошлого года, с учётом Энергостратегии до 2035 года в части электроэнергетики (также пока не утверждена) и долгосрочных программ «Русгидро» и «Росатома».

В будущее без оптимизма Генсхема предусматривает два варианта – консервативный и кризисный, при этом первый синхронизирован с консервативным вариантом Энергостратегии, который предложено принять за базовый на предварительном совещании в Минэнерго РФ. В консервативном сценарии ожидается рост потребления электроэнергии до 1347 млрд кВт•ч к 2035 году при среднегодовом темпе прироста 1,23% в год, а в кризисном – до 1270 млрд кВт•ч при темпе прироста 0,95% (в 2014 году показатель составил 1042 млрд кВт•ч). Максимальные электрические нагрузки за этот период по ЕЭС вырастут до 200,7 ГВт в консервативном сценарии (на 1,2% в год) и до 192,6 ГВт – в кризисном (на 1% в год) (в 2014 году показатель составлял 154,7 ГВт).

Структура генерирующих мощностей формировалась по минимальным удельным дисконтированным затратам на жизненный цикл энерготехнологии. Наиболее масштабных обновлений требуют тепловые электростанции: к 2035 году 129 ГВт действующих ТЭС исчерпают парковый ресурс, говорится в презентации Минэнерго РФ. Из этого объёма 41% предлагается вывести из эксплуатации (53 ГВт), остальное – модернизировать при затратах 30–50% от стоимости нового строительства. Борьба за выживание Хотя тепловая генерация останется основой энергобаланса, её доля сократится в пользу АЭС, с чем не согласны владельцы теплогенерирующих мощностей. В структуре установленной мощности к 2035 году доля АЭС вырастет с 11 до 13,1%, за счёт этого доля ТЭЦ снизится с 37,1 до 35,4%, конденсационных станций (КЭС) – с 30,6 до 29,8% в консервативном варианте. В кризисном варианте при меньших темпах роста установленной мощности доля АЭС прирастает на 1,1 п. п., ТЭЦ – на 0,9 п. п., КЭС – на 0,8 п. п. В обоих вариантах доля ВИЭ достигает 1% в балансе (составляла 0,3% в 2014 году). В абсолютном выражении прирост мощности АЭС относительно парка 2014 года составит 9 ГВт в консервативном варианте и 5 ГВт – в кризисном. Именно исходя из первого варианта энергетики России будет предлагать формировать инвестпрограмму «Росэнергоатома».

Ранее владельцы тепловой генерации выступали с резкой критикой планов по развитию атомной генерации, указывая, что ожидается прирост установленной мощности АЭС в 1,8 раза к 2035 году.

Этот вариант прописан в целевом варианте Энергостратегии. Компромиссный вариант с приростом на АЭС на 9 ГВт всё равно не устраивает владельцев ТЭС. «Совет производителей энергии» требует сохранить объём установленной атомной мощности на текущем уровне (25 ГВт), сообщал глава объединения Игорь МИРОНОВ. По расчётам теплогенерирующих компаний, электроэнергия ПГУ-ТЭС на протяжении жизненного цикла на 25% дешевле, чем у АЭС, но подсчёты «Росатома» и Минэкономики говорят об обратном (в расчёте для ПГУ брался удвоенный капекс ДПМ, а для АЭС учитывалась стоимость технологии реакторов ВВЭР-ТОИ, существующая пока только в 3D). Владельцы ТЭС подчёркивают, что доля АЭС в выработке уже в 2015 году достигла целевого показателя консервативного сценария к 2035 году – 19% и растёт на 2% ежегодно. При этом работающие в базе АЭС вытесняют с рынка тепловую генерацию: коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) ТЭС снизится с 47% в 2015 году до 38–40% к 2021 году (в отдельных регионах до 25–28%), что приведёт к убыткам теплогенерирующих компаний. Кроме того, последствием активного замещения ТЭС станет сокращение потребляемого внутри страны газа и котельнизация в тепле. Минэкономики РФ считает целесообразным увеличение доли атомной генерации в энергобалансе только в случае подтверждения дешевизны для потребителей по сравнению с традиционной тепловой энергетикой, сообщил представитель ведомства.

Предлагаемый за базовый консервативный сценарий Генсхемы подразумевает ввод 19 энергоблоков АЭС общей мощностью 22 ГВт с освоением новых площадок, среди которых законсервированные проекты – Центральная АЭС, Нижегородская АЭС, Южно-Уральская АЭС. Тот же сценарий для тепловой отрасли предусматривает возведение 67,7 ГВт новой мощности, из них 13,1 ГВт на угле, а 54,4 ГВт – на газе. Наиболее крупные проекты ТЭС (более 500 МВт) предлагается строить в Калужской, Свердловской, Тюменской, Иркутской, Кемеровской и Амурской областях.

В структуре используемого топлива сократится доля газа на 0,8 п. п. до 70,5% и вырастет доля угля на 1,6 п. п. до 26,1%. Скромно на общем фоне выглядит развитие гидроэнергетики: появится 4,63 ГВт новых ГЭС за счёт достройки затопленной Загорской ГАЭС-2 и Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, а также новых станций в Сибири (2,5 ГВт) и на Дальнем Востоке (720 МВт).

Всего по консервативному варианту Генсхемы в 2016–2025 годах планируется ввести 91,8 ГВт новых мощностей, общие инвестиции в строительство и модернизацию оцениваются в 13,86 трлн рублей. Из них 44% приходится на ТЭС, 41% – на АЭС, 5% – на ГЭС, столько же на магистральные сети (220 кВ и выше) и 3% – на ВИЭ. Инвестиции примерно равномерно распределены на период Генсхемы – примерно 3–3,8 млрд рублей на каждую пятилетку.

Модернизация и манёвренность вместо мегапроектов

По мнению Натальи ПОРОХОВОЙ из Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), ключевой вопрос для Генсхемы – механизмы её реализации. Прогноз по капвложениям составляет в среднем 700 млрд в год в консервативном сценарии, что на 20% ниже уровня ежегодных инвестиций периода 2011–2014 годов, на который пришёлся пик вложений в энергетику в рамках программ ДПМ и инвестиций в сетевом комплексе, отмечает аналитик. Однако пока в рамках рынка мощности обсуждается только один новый проект – в Тамани. Модернизация ТЭС выглядит оправданно в условиях стагнирующего спроса, избытка предложения и стареющего парка – это позволит продлить ресурс действующих станций без более дорогого нового строительства и снизить цену рынка на сутки вперёд для потребителя, считает аналитик. Аналог российского конкурентного отбора мощности (КОМ) в Великобритании предлагает конкурсы на модернизацию мощностей, что можно было бы применить и в РФ для ускоренного обновления парка, заключает Наталья ПОРОХОВА.

По мнению Виталия СКАЛЬСКОГО из SKM Market Predictor, инвестпривлекательность АЭС в сравнении с современными ТЭС – вопрос объективно дискуссионный, ответ на него зависит от входных параметров. Однако очевидно, что увеличение в перспективе приоритетной доли АЭС в базе графика нагрузки окажет существенное давление на загрузку ТЭС и правила рынка в целом, соглашается аналитик. По сути конкуренция будет вестись между высокоманёвренными ТЭС за включение в пиковые и полупиковые часы потребления ЕЭС, либо функция балансирования Европы и Урала окончательно ляжет на Сибирь, рассуждает он. Второй вариант потребует пересмотра правил оптового рынка электроэнергии в части подачи ценопринимающих заявок, отмечает Виталий СКАЛЬСКИЙ. Рынок тепла при этом может окончательно обособиться от опта (к примеру, все ТЭЦ будут выведены с рынка), или пойдёт «белорусским путём» – параллельно со строительством АЭС увеличивать количество электрокотельных и снижать выработку тепла на ТЭС, заключает аналитик.

Текущая структура рынка в части долей ТЭС, АЭС и ГЭС вполне оптимальна, считает директор Фонда энергетического развития Сергей ПИКИН. По его мнению, фактор, который двигает развитие новых АЭС внутри страны, заключается в потребности «Росатома» демонстрировать их зарубежным заказчикам. Российская атомная отрасль идёт на экспорт, и на экспортных рынках наличие собственных внутренних внедрений является определённым преимуществом для победы в конкурсах. При планировании развития энергосистемы надо исходить от реального, неангажированного прогноза спроса на электроэнергию и мощность, считает Александр ГРИГОРЬЕВ, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Покрытие этого перспективного спроса должно планироваться, исходя из главной и ключевой цели – минимизации стоимости электроэнергии для конечных потребителей, уверен эксперт. Проект Генсхемы вместе с проектом Энергостратегии-2035 были представлены 29 апреля на правительственной комиссии по электроэнергетике, которую возглавляет вице-премьер РФ Аркадиий ДВОРКОВИЧ. Документы вновь были отправлены на доработку. Генсхема – это более рабочий документ, чем Энергостратегия, говорит Сергей ПИКИН. «До 2020 года в отрасли всё более-менее понятно: низкий спрос на электроэнергию, перечень вводимых новых мощностей и примерный список того, что будет выводиться. На следующее десятилетие непонятно ничего», – отмечает эксперт. До 2018 года документ должен выйти, чтобы на его основе сформировать взаимосвязанные инвестпрограммы компаний отрасли.