17 февраля 2009

Конец двадцатого — начало двадцать первого века отмечены значительным усилением роли энергетического сектора в мировой экономике и в международной политике и нарастающими интеграционными процессами в мировом топливно-энергетическом комплексе. Прочно вошли в современную лексику такие понятия, как «энергетическая политика», «энергетическая дипломатия», «энергетическая экономика», «дипломатия ресурсов» и т.д.
Заметную роль на энергетической карте мира играют Россия и Турция: первая — как обладатель значительных запасов энергоносителей с развитым топливно-энергетическим комплексом, вторая — как перспективный транспортный коридор, морской и сухопутный, связывающий европейских потребителей и поставщиков энергетических ресурсов Каспийского, Среднеазиатского и Ближневосточного регионов.
Географическая близость, взаимодополняемость экономик двух стран и отсутствие серьезных политических противоречий предопределили важность дипломатических и торгово-экономических отношений между Россией и Турцией.
<…>
Центральную, системообразующую роль в российско-турецких отношениях играет многоплановое энергетическое сотрудничество. Среди аспектов этого сотрудничества можно выделить: 1) торговлю энергоносителями: природным газом, нефтью, нефтепродуктами; 2) торговлю электроэнергией; 3) выполнение подрядов на сооружение энергетических объектов (поставка оборудования и услуг); 4) взаимные инвестиции в энергетические секторы двух стран; 5) сотрудничество российских и турецких компаний в энергетических проектах в третьих странах. Уместно последовательно остановиться на каждом из них.

<…> 3) Выполнение подрядов на сооружение энергетических объектов (поставка оборудования и услуг).
Курс, взятый Турцией на проведение многосторонней внешней политики в 60-х годах и предусматривающий развитие нормальных отношений с СССР, привел к тому, что за 70-90-х гг. при содействии Советского Союза в Турции было построено более десяти крупных промышленных объектов, многие из которых и по сей день являются флагманами турецкой экономики. В их числе: сооружение ТЭС «Орханели» мощностью 210 МВт в районе г. Бурса (сдача в эксплуатацию в 1993 г.), а также строительство двух линий электропередачи: Сейтомер — Сейдишехир и Батуми — Хопа (введены в строй в 1975 и 1979 гг. соответственно). К сожалению, до настоящего времени широкого развития не получил экспорт в Турцию продукции российского энергомашиностроения. В качестве основных причин следует выделить кризис промышленного производства, последовавший за распадом Советского Союза в начале 90-х гг., а также бурное развитие российской электроэнергетики в конце двадцатого — начале двадцать первого века и все большую ориентацию отечественных поставщиков, при ограниченном производственном ресурсе, на внутренний рынок. Среди немногих проектов, реализуемых российской стороной в настоящее время, можно отметить строительство ГЭС «Деринер» мощностью 670 МВт (при участии компании «Технопромэкспорт») и ГЭС «Торул» мощностью 100 МВт («Силовые машины»).
С другой стороны, турецкие строительные холдинги, традиционно хорошо представленные в жилищном строительстве, объектах промышленности и инфраструктуры Российской Федерации, начинают проявлять растущую заинтересованность также и в сооружении электростанций. Среди присужденных в последнее время проектов можно отметить ПГУ «Терешково» и «Кожуково» по 160 МВт каждая* (холдинг «Zorlu»), ПГУ «Шатура» 400 МВт и «Сургут» 800 МВт («Gama»), ПГУ «Яйвинская» 411 МВт («Enka»).

*В рамках второго этапа реализации проектов предполагается двукратное увеличение мощности.

С учетом изложенного выше можно констатировать, что:
1. Россия и Турция занимают важное место в стремительно глобализующемся мировом топливно-энергетическом комплексе: Россия — как крупный экспортер энергетических ресурсов и страна с развитым ТЭК, Турция — как перспективный коридор транспортировки энергоносителей и энергетический хаб.
2. Россия и Турция переживают всплеск развития торгово-экономических отношений, центральную роль в которых играет многоплановое энергетическое сотрудничество.
3. Наиболее развитым аспектом энергетического сотрудничества является торговля энергоносителями. Стороны проявляют интерес к взаимным инвестициям в энергетику. Есть ряд положительных примеров реализованных проектов. Постепенно возрастает роль электроэнергетики и подрядных услуг на сооружение энергетических объектов.
4. Серьезным фактором в российско-турецких отношениях, выходящим за их двусторонний формат, служит конкурентная борьба за маршруты транспортировки энергоносителей европейским потребителям.
В целом можно заключить, что энергетика является ключевым фактором быстро развивающихся российско-турецких торгово-экономических отношений. Более того, ряд аспектов энергетического сотрудничества важен в масштабах мирового ТЭК в целом и имеет стратегическое значение как для России, так и для Турции. В связи с этим большую важность представляет задача выработки четкой и последовательной долгосрочной энергетической стратегии России по отношению к Турции. Естественно, что при ее подготовке уместно сконцентрироваться на положительных примерах сотрудничества и извлечь уроки на будущее из неудач.
Не ставя перед собой глобальной задачи формирования стратегии, для чего, очевидно, потребуются усилия экспертной группы политиков и экономистов, тем не менее уже на этом этапе можно сформулировать некоторые положения, которые могли бы лечь в ее основу.

<…>

• Участие России в инвестиционных проектах в Турции с помощью «цементирования» российско-турецких отношений.
Опыт показывает, что с учетом как внутриэкономической и внутриполитической ситуации в Турции, так и возможностей России наибольший интерес для России представляют инвестиционные проекты, которые могут реализовываться путем приобретения долей акций существующих турецких компаний или же регистрации предприятий в Турции, действующих по местным законам. В этой связи можно отметить положительные примеры Альфа-телекома (сотовая связь, приобретение 13,32% акций сотового оператора Turkcell), Магнитогорского металлургического комбината (сооружение металлургического комбината «MMK — ATAKAS» на двух площадках в районах гг. Искандерун и Стамбул), ЛУКОЙЛА (см. подробности выше по тексту, а также в приложении).
В области электроэнергетики усилия России должны быть сосредоточены на получении заказа на сооружение первой турецкой атомной электростанции как инвестиционного проекта, который имеет принципиальное значение для России и на долгие годы предопределит российско-турецкие отношения. В случае победы российско-турецкого консорциума максимум оборудования, и, безусловно, основное оборудование АЭС в полном объеме (турбина, генератор, реактор) должны быть изготовлены российскими производителями. Загрузка российских (а никак не зарубежных) предприятий энергетического машиностроения и получение ими референций в Турции должны быть ключевым условием государственной поддержки проекта.
Кроме того, представляет интерес получение российскими инвесторами лицензий на сооружение и эксплуатацию объектов электроэнергетики — как гидро-, так и теплоэлектростанций. Россия должна поддерживать, к примеру, путем предоставления льготных кредитов и налоговых льгот, работу в связке «российский инвестор — российский производитель оборудования».

• Перспективность российско-турецкого сотрудничества в области энергетического машиностроения.
С учетом загрузки российских предприятий энергетического машиностроения, их все большей ориентации на российский рынок и значительного сокращения экспортных поставок, помимо предложенного выше стимулирования государством экспорта российского оборудования, может быть рассмотрен вариант аутсорсинга, в частности, в Турции.
При этом ряд позиций генерирующего оборудования, в первую очередь гидротурбинного, по российскому дизайну и под российской торговой маркой, может быть произведен в Турции как посредством прямого размещения заказа, так и на специально созданном с этой целью российско-турецком совместном предприятии.
Такая форма сотрудничества может оказаться взаимовыгодной для России и Турции.
Единственное предприятие Турции «Temsan», производящее основное оборудование ГЭС, не имеет собственного конструкторского бюро и полностью зависит от инопартнеров. Аналогичным образом, ряд предприятий Турции имеет производственные возможности для изготовления узлов гидротурбин, но не в состоянии выполнять проектные работы.
С другой стороны, аутсорсинг в Турции может разгрузить российские предприятия для крупных и стратегически важных проектов, а также позволит улучшить позиции РФ (за счет сокращения производственных и транспортных издержек) как в Турции, так и в регионе: на рынках Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока.

• Разработка мер государственной поддержки и технологии продвижения российских интересов как непременный компонент энергетической стратегии РФ.
В качестве поощрительных мер могут быть предусмотрены упомянутые выше льготное финансирование и кредиты, а также налоговые и таможенные льготы для российских инвесторов и экспортеров промышленной продукции.
Возможно, стоит рассмотреть вариант широкого внедрения торговых домов России или субъектов Российской Федерации за рубежом, в том числе в Турции, детально изучив и используя в качестве положительного примера работу Полномочного представительства и Торгового дома (ТД) Республики Татарстан в Турции, открытых в Стамбуле и осуществляющих свою деятельность с середины 90-х гг. прошлого века.
Среди задач Торгового дома — продвижение продукции, производимой в Республике Татарстан, а также установление и развитие отношений лидирующих татарстанских предприятий и производственных комплексов с партнерами на рынке Турции, Средиземноморья, Ближнего Востока и Балкан, содействие взаимным инвестициям. Спектр предлагаемой Татарстаном продукции весьма широк: нефть, нефтепродукты, нефтехимия, машинотехническая продукция (включая авиастроение). Стоит отметить, что за 9 месяцев 2008 г. объем товарооборота между Татарстаном и Турцией составил 2,496 млрд. долл. США, что в 2,8 раза выше показателей аналогичного периода 2007 г. При этом доля экспорта в структуре товарооборота составила 92,6% (2,311 млрд. долл. США), импорта — 7,4% (185,1 млн. долл. США). Турция занимает первое место среди стран — торговых партнеров Республики Татарстан.
Создавая торговые дома как коммерческие структуры, «замыкая» на них российские предприятия, поощряя их деятельность, государство вполне обоснованно сможет ставить перед ними задачи по развитию торгово-экономических отношений в целом, а также отдельных составляющих экспорта-импорта. В этом смысле Торговые дома и Торговые представительства могут эффективно дополнять друг друга при решении конкретных вопросов. Кроме того, такая конфигурация откроет экспортные возможности для малого и среднего российского бизнеса, который по определению не в состоянии обеспечивать дорогостоящее содержание своих представительств за рубежом и специального штата, занятого ведением внешнеторговой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что перечисленные выше положения, конечно, не претендуют на всеохватность и представляют собой лишь небольшую часть возможной энергетической стратегии России по отношению к Турции. Реализуемые в настоящее время Россией и Турцией проекты в энергетическом секторе вполне вписываются в предлагаемую концепцию и уже позволили достичь значительных успехов в развитии российско-турецких торгово-экономических отношений. Также думается, что изложенные подходы могут быть, с поправкой на местные условия, распространены на другие страны и регионы.

И.И. Стародубцев

Институт Ближнего Востока

Статья публикуется в сокращении, полный текст доступен по адресу http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=501521

Leave a Reply