Все записи на дату 20 октября, 2025

20.10.2025 ВТИ

ВТИ приступил к выполнению работы по оценке возможности сооружения угольной тепловой электростанции мощностью около 1000 МВт на современном техническом уровне для восстановления энергетики Донбасса.

Работа, которая должна быть полностью завершена к маю 2026 года, разбита на два этапа. Её отличительной чертой является соответствие наилучшим доступным отечественным технологиям (НДТ). Оборудование должно быть изготовлено на отечественных энергомашиностроительных заводах и соответствовать мировому уровню по качеству и стоимости.

«Перед нами стоит важнейшая  задача — не просто выбрать типовое оборудование, а разработать техническое решение, обеспечивающее экономические и экологические показатели мирового уровня — отметил генеральный директор АО «ВТИ» Иван Болтенков. Уже на этой стадии работы мы закладываем параметры надёжности, экономичности и долгого ресурса оборудования электростанции. Это не просто новая ТЭС —  это инвестиция в энергетическую безопасность и стабильное развитие региона на десятилетия вперед».

Как сообщил директор по эксплуатации и ремонту энергетического оборудования АО «ВТИ» Дмитрий Тарадай, работа ведется активно и планомерно: «Нами подготовлен и направлен заказчику детальный опросный лист для уточнения всех требований к объекту и уже получены ответы и необходимый пакет информации, что позволяет нам приступить к глубокому анализу и проработке технических решений».

Проводимая ВТИ работа имеет стратегическое значение для тепловой энергетики страны:

1. Технологический суверенитет. Применение наилучших отечественных технологий допускает использование угля на ТЭС России при обеспечении вредных выбросов на нормативном уровне и поддерживает отечественное энергомашиностроение.

2. Драйвер восстановления. Строительство современной ТЭС станет катализатором для возрождения промышленности и социальной сферы Донбасса.

ВТИ подтверждает свою ключевую роль в создании сложных энергообъектов — от научного обоснования и выбора оборудования до будущего сопровождения на всех этапах жизненного цикла.

20.10.2025 Энергетика и промышленность России

Главный вызов для российского машиностроительного комплекса сегодня — это произвести, поставить и наладить оборудование для электростанций, строительство и модернизация которых запланированы в Генсхеме размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Возможности российских энергомашиностроителей удовлетворить потребности в строительстве генерации обсудили в рамках Российской энергетической недели.

Задачи будут выполнены

Михаил ИВАНОВ, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации:

«Сегодня все простые и даже комплексные решения в области машиностроения отечественными предприятиями уже освоены. Вызовы и цели на горизонте до 2030 года связаны с высокотехнологичными, наукоемкими решениями. Без этой базы невозможно развивать отрасли экономики, которые работают на этом оборудовании. Освоение суверенных технологий требует времени.

Еще в 2014 году мы сформировали программу развития газотурбиностроения России, где были определены сегменты, на которых мы сосредоточились. Это диапазоны мощности от 60-80 МВт, 100-130 МВт, и 180-200 МВт. В 2014 году мы уже смогли поддержать первый из таких проектов — турбину 110 МВт. Минпромторг тогда выделил более 500 млн рублей на создание этого модернизированного двигателя. Его создание заняло большое количество времени. Тем не менее в конце осени прошлого года энергоблок на турбине 110 МВт производства ОДК был успешно запущен.

В 2020 году, уже понимая будущий спрос, мы с коллегами проработали возможность оказания поддержки по расширению мощностей производства этих турбин. Фонд развития промышленности выделил около 2 млрд рублей на проект по увеличению производственных мощностей Сатурновской площадки до двух турбин в год.

Недавно было принято решение о поддержке проекта ОДК дополнительного увеличения пропускной способности по этому классу турбин в рамках нашего нового инструмента — кластерной инвестиционной платформы (это длинные льготные кредиты, связанные с освоением проектов по выпуску высокотехнологичной продукции).

Мы стараемся все-таки собирать балансы, особенно по перспективным потребностям, и под них подстраивать возможности отечественных предприятий. Такой баланс был у нас в этом году утвержден, и мы поддерживаем наши площадки.

Возможность привлечения льготных средств со стороны кластерно-инвестиционной платформы позволит увеличивать мощность производственных площадок по выпуску турбин класса 110 МВт до 4 единиц. Но пока мы видим, что заказ не успевает за теми потенциальными мощностями, которые мы развиваем.

По классу турбин от 60 МВт и выше у нас законтрактовано 19 машин. Из них 14 — на 170 МВт, три — на 110 МВт и два контракта на турбины 65 МВт.

Проект появился в 2019 году, когда было принято решение о выделении целевой субсидии «Силовым машинам», поддержка государства составила почти 7 млрд рублей. Первые два образца турбины класса 170 МВт уже произведены, работы по ГТЭ-65 находятся на финальной стадии. Это те диапазоны мощностей, которые еще в 2014 году были определены как перспективные.

Актуальная тема — создание турбины на 300 МВт. Мы в свое время вели переговоры по локализации производства одной из европейских компаний. Сейчас надеемся, что удастся этот проект пересобрать или самостоятельно, или с привлечением технологических компетенций одной из дружественных стран. В любом случае, это будет суверенное производство.

Инструментарий поддержки Минпромторга фокусируется на полноценном освоении компетенций с возможностью независимого развития технологий. За последние 10 лет на поддержку отечественного энергетического машиностроения было выделено в совокупности 28 млрд рублей.

Большой объем поддержки был оказан по линии Фонда развития промышленности — около 18 млрд рублей. Это не только газовые турбины, это и проекты, связанные с выпуском паровых котлов, электродвигателей, паровых турбин, критических важных компонентов для этого оборудования.И на сегодня мощности по производству паровых турбин составляют порядка 4,5 ГВт в год, промышленных котлов — 9 ГВт в год, генераторов — 10 ГВт в год. Буквально через 2−3 года возможности площадок увеличатся. Эти данные ложатся в основу балансов, которые мы с коллегами вместе составляем.

Важный инструмент для вывода новой продукции — наши субсидии на компенсацию затрат на НИОКРы. За последние 10 лет на поддержку отечественных технологий энергомашиностроения было выделено около 3,5 млрд рублей.

При том, что за десятилетие спрос в России увеличился в три раза, объемы производства энергетического машиностроения выросли в четыре раза и в 2024 году составили 394 млрд рублей. А за первое полугодие 2025 года объем внутреннего производства прибавил еще 27% и составил чуть больше 191 млрд руб.

Доля отечественного оборудования в последнее время составляет около 80%, за 2024 год — 82%. Важный инструмент поддержки таких технологий — это специнвестконтракты, которые позволяют зафиксировать условия реализации проектов, связанных с освоением критических технологий.

С учетом показателей Генсхемы до 2042 года мы видим «узкие места», связанные с пропускной способностью по некоторым частям и элементам газовых и паровых турбин. Сейчас на рассмотрении находятся три специальных инвестиционных контракта по освоению производства цилиндров, диафрагм, чугунных отливок и различных корпусных деталей паровых и газовых турбин. Этот инструмент позволяет и в других секторах машиностроения развивать технологии в интересах энергетики.

С этого года у нас реализуется национальный проект «Новые атомные энергетические технологии». В том числе он касается энергетического машиностроения. Будем осваивать несколько типов газовых турбин, планируем развивать и текущую линейку. Также занимаемся сервисом, есть несколько проектов по освоению горячих частей иностранных турбин. Очень надеюсь, что все задачи, которые стоят сегодня перед энергетикой, будут выполнены. В том числе за счет качественной работы наших машиностроителей».

Будем возвращать доверие

Алексей ПОДКОЛЗИН, генеральный директор, АО «Силовые машины»:

«Мы уже вложили порядка 30 млрд рублей в развитие мощностей, включая научно-исследовательские работы. И планируем вложить еще порядка 75 млрд рублей, чтобы в полтора раза увеличить производство турбин и генераторов в следующие годы.

По газовым машинам наш объем 0,9 ГВт в год, задача к 2029 году выйти на производство 1,7 ГВт и обеспечить выпуск 10 ГТУ в год. По паровым машинам для тепловой энергетики планируем нарастить мощности с 1,7 ГВт до 2,8 ГВт, паровых турбин для АЭС — в два раза.

Наращиваем объемы и в целом идем по графику, о котором договорились с генераторами, с ФОИВами, хотя это непросто. В целом, чтобы наращивать производство, нужно четко понимать, каким будет спрос. Необходима выдержанная сбалансированная государственная политика по проведению отборов в соответствии с Генсхемой, направленная на повышение технологической эффективности и энергобезопасности российской экономики.

Рассматриваем возможности инвестиций в создание российской турбины ГТ-300. Инвестиционные решения по данному проекту планируется принять до конца года. Параметры новой турбины пока только обсуждаются, плюс нам важно оценить объемы спроса на данную машину — эта работа сейчас ведется.

Доверие наших клиентов мы будем возвращать поставками качественных машин, которые будут работать на благо российской энергетики».

Необходимо долгосрочное планирование

Александр ТАНИЧЕВ, генеральный директор ООО «Интер РАО — Машиностроение»:

«Считаем необходимым формировать долгосрочный заказ, потому что крупным машиностроительным предприятиям очень сложно работать с неравномерным объемом производства, который может снижаться с 15 машин до четырех, а потом снова подниматься до 15.

Это убивает экономику в первую очередь. А наши уважаемые производители энергии ожидают оборудования по разумной цене. Но без долгосрочного прогнозирования это невозможно.

Также долгосрочное планирование необходимо и для заготовок. А это вопрос уже к металлургам. Если у металлургов, опять же, не будет плана по производству, мы получим проблемы».

Нужен отраслевой заказ

Евгений ГРАБЧАК, заместитель министра энергетики Российской Федерации:

«Своевременное строительство, реконструкция, модернизация и ремонт генерирующих объектов и оборудования имеют первостепенное значение для перспективного покрытия потребностей экономики страны в энергоресурсах. Сейчас перед нами стоит задача вводить порядка 5 ГВт в год новой и модернизированной мощности. Это тот вызов, который перед нами стоит.

В этой связи мы, конечно, должны создать условия для обеспечения электроэнергетической отрасли необходимым генерирующим оборудованием.

Если мы говорим о тепловых электростанциях, наиболее эффективном цикле ПГУ, конечно, надо осваивать технологии газотурбиностроения. Надо наращивать объемы производства и давать нашим машиностроителям понятный среднесрочный и долгосрочный отраслевой заказ.

С коллегами из Минпромторга мы в прошлом году уже сформировали достаточно детальный заказ по газовым и паровым турбинам до 2030 года и индикативный — до 2042 года.

Понятно, никто никому не доверяет после череды срывов сроков поставки оборудования и ввода генерирующего оборудования. Поэтому отраслевой заказ нужно превращать в зафиксированные обязательства, от которых нельзя безболезненно отклониться.

Поэтому в рамках текущих предложений по изменению законодательства мы закрепляем понятие «отраслевая потребность» и «отраслевой заказ» и предлагаем систему мониторинга формирования, исполнения, контроля за сроками и за ценообразованием по среднесрочному и долгосрочному отраслевому заказу.

Это позволит машиностроителям иметь пространство для маневра, инвестиций, разработки новых технологий в газотурбиностроении. Нашим генерирующим компаниям это даст понимание цены и сроков поставок оборудования. А мы как регулятор позаботимся о нормативно-правовой базе».

Стимул для модернизации

Василий НИКОНОВ, генеральный директор ПАО «Юнипро»:

«В рамках стратегии управления производственными активами Юнипро мы разделили модернизацию на два типа: легкая и тяжелая.

Легкая модернизация включает комплексную или частичную замену генерирующего оборудования на аналогичное. Это позволяет восстановить ресурс использования этого оборудования не меняя технологии. Например, модернизация блоков 800 МВт. Ключевое преимущество такой модернизации — ее невысокая стоимость.

Глубокая модернизация — строительство новых парогазовых установок с комплексным выводом из эксплуатации неэффективных паросиловых блоков. В этом случае мы существенно меняем технологию, повышаем показатели работы энергоблоков. Но это дорого.

Чтобы проводить модернизацию, необходим инструмент. На сегодня это Постановление Правительства №1505, которое вышло 30 сентября этого года. Оно в том числе определяет ценовые параметры нового КОММода.

Ценовые параметры по модернизации паровых турбин, работающих на газе, увеличены в 2 раза, комплексная замена котлоагрегатов и генераторов, работающих на газе — в 2,5 раза, на угле — в 3,7 раза.

То есть Постановление поддерживает модернизацию оборудования на себе подобное. При этом цена легкой модернизации серьезно увеличивается. Блоки, которые стоили 16 тысяч рублей, можно заявлять по 33 тысячи рублей за кВт•час. То есть цена в два раза выше, чем ожидаемые нами фактические затраты.

При этом для глубокой модернизации предельная стоимость ГТУ-170 МВт, которая указана в постановлении правительства, составляет 180 тысяч рублей за кВт. В проектах, которые сегодня уже реализуются на этих газовых турбинах, цена совсем другая. А ведь технологически это одни и те же проекты: строительство новых блоков ПГУ и вывод из эксплуатации старых. Но в Постановлении цена на такую глубокую модернизацию в полтора-два раза ниже, чем на аналогичные проекты. Проекты, которые реализуются на машинах ГТУ-170 производства «Силовых машин», стоят от 250 до 400 тысяч рублей за кВт. Могу предположить, что на конкурс в этом году не заявится ни одна машина на 170 МВт.

При таких параметрах якорного заказа не получится».

Унифицированное решение

Александр ФРОЛОВ, заместитель генерального директора по инжинирингу и строительству ПАО «Т Плюс»:

«Мы хотим хорошее высокотехнологичное оборудование, которое будет работать в режиме когенерации и обеспечивать теплом наших клиентов.

Начиная с 2014 года мы начали строить парогазовые блоки, но с газовыми турбинами импортного производства. К 2040 году весь этот парк газовых турбин исчезнет, даже с учетом импортозамещения и изготовления основных компонентов в Российской Федерации. И выбывающую мощность нужно чем-то замещать.

Совместно с «Силовыми машинами» мы пошли в когенерацию и планируем сделать типовые блоки. Парогазовая когенерация на 20−30% энергоэффективнее паросиловых блоков.

Оценили потребность в ГТ-65 в объеме 150 штук, чтобы к 2040 году закрыть выбывающие станции. Сейчас на стадии проектирования находится типовой проект ПГУ-100, 105 МВт, в составе которой высокотехнологичная ГТ-65.

Данный блок будет унифицирован, и это поможет обеспечить массовое строительство данных парогазовых блоков для всей территории нашего государства».

Надеемся на производителей

Сергей КОНДРАТЬЕВ, член правления, первый заместитель генерального директора — главный инженер ПАО «РусГидро»:

«Производство оборудования для гидроэнергетики полностью локализовано. К сожалению, пока мы фактически больших гидроэнергетических станций не строим и не развиваем. Гидропотенциал в стране реализован всего на 20%.

На Востоке сегодня строим шесть объектов. Есть вопросы, связанные с оборудованием, которое мы устанавливаем. Очень надеемся на «Силовые машины». Что на наши две станции, Артемовскую и Хабаровскую, будут поставлены новые турбины на 170 кВт и мы сможем обеспечить надежное энергоснабжение наших потребителей.

Очень ждем ГТЭ-65 в наших изолированных энергоузлах. Мы готовы ее приобретать, когда она появится.

Штрафы нужно пересмотреть

Дмитрий ВОЛОГЖАНИН, директор Ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики»:

«Основа развития электроэнергетики заложена в Генсхеме до 2042 года в параметрах: 88 ГВт новых мощностей, 65 ГВт модернизируемых, объем инвестиций от 40 трлн рублей. Это порядка 300 паровых турбин, больше 200 газовых турбин, около 5 ГВт ежегодных новых вводов.

Для сравнения — при реализации программы ДПМ объем вводов составлял 4,7 ГВт, которые были обеспечены в основном за счет иностранного оборудования. Сегодня эти вызовы ложатся на наших отечественных машиностроителей.

Напомню, что программа КОММод (конкурентный отбор проектов модернизации), которая была запущена с 2019 года и, возможно, будет продлена до 2042 года, показала свою эффективность.

К сожалению, энергомашиностроители не смогли полностью обеспечить своевременную поставку. Были большие задержки, срывы и поставок оборудования, и поставок мощности на оптовый рынок.

Сейчас ситуация выровнялась. С начала года по сегодняшний день общее количество задержек существенных проектов сократилось на 16%. А по суммарной электрической мощности на 22% — с 12,2 ГВт до 9,5 ГВт.

Это вселяет надежду, что период сложности будет пройден и оборудование будет поставлено вовремя. Но с учетом уже существующих задержек, которые составляют на сегодня от 180 до 1000 суток. Из-за этих задержек порядка 18 объектов КОММОД мощностью 6,5 ГВт были перенесены на более поздний срок.

Проблема, которую мы до сих пор не миновали, — это огромные штрафы, несбалансированные финансовые потери производителей электроэнергии и лимит ответственности заводов-изготовителей. К примеру, проект поставки турбины К-800. Цена турбины — 2,7 млрд рублей. Просрочка поставки на два года приводит к штрафным санкциям в отношении энергомашиностроительного предприятия в размере 1,1 млрд рублей, то есть 40% лимита ответственности.

А штраф и обязательства на оптовом рынке для компании, которая не получила вовремя эту турбину и не выдала вовремя мощность, составляет 11,6 млрд рублей. Это кратная разница в штрафах.

Мы выступаем за то, чтобы этот разрыв был сокращен. Надо либо увеличивать штрафы для энергомашиностроителей, либо снижать штрафы для генераторов.

Мы с большим интересом следим за новинками, которые предлагает отечественное энергомашиностроение. Например, турбина ГТ-300 которую представили «Силовые машины», потенциально позволяет закрыть в будущем вопрос дефицита и выбытия иностранных газовых турбин в диапазоне 250−400 МВт. Хотелось бы, чтобы другие участники энергомашиностроительного рынка также предлагали инновационные решения.

Сегодня у нас около 30 ГВт иностранных ПГУ, которые были поставлены в рамках первого ДПМ. И сегодня очень важно обеспечить сервис и ремонт этих машин. Очень многое проделано Минпромторгом, сервисными компаниями, но этот вопрос продолжает тревожить».

20.10.2025 Элсиб

Научно-производственное объединение «ЭЛСИБ» (входит в «Интер РАО») приняло участие в Международном форуме «Российская энергетическая неделя-2025» (РЭН), который прошёл в Москве 15-17 октября.

На общем стенде «Интер РАО – Машиностроение» («ИнтерМаш») на площадке ЦВЗ «Манеж» новосибирское предприятие презентовало макет нового турбогенератора ТФ-220-2У3 мощностью 220 МВт с воздушным охлаждением для газовых турбин. В форуме от ЭЛСИБа приняли участие директор по продажам Константин Федоренко и начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Оксана Эрке. На стенде «ИнтерМаш» также представили свою продукцию другие предприятия холдинга: Уральский турбинный завод, «Русские газовые турбины», «Современные Технологии Газовых Турбин», «Воронежский Трансформатор» и «Невский трансформатор».

На площадке форума в Гостином дворе состоялся День поставщика компаний Группы «Интер РАО», одним из участников мероприятия стал директор по закупкам НПО «ЭЛСИБ» Дмитрий Гомаз. Цель Дня поставщика — демонстрация научно-технического потенциала ТЭК, укрепление отношений с производителями, поставщиками и сервисными компаниями, повышение информированности отрасли о возможностях сотрудничества.

Кроме того, специалисты ЭЛСИБа приняли участие в Молодёжном дне РЭН в составе делегации ПАО «Интер РАО».

«Российская энергетическая неделя» — главное событие в сфере энергетики и ключевая международная площадка для обсуждения актуальных вопросов развития топливно-энергетического комплекса. Форум проходит при поддержке Правительства Российской Федерации, Минэнерго России и Правительства Москвы. Организатор – Фонд «Росконгресс». 

20.10.2025 BFM.ru

На теплоэлектроцентраль №3 в Новосибирске прибыл трансформатор производства тольяттинской компании «Тольяттинский трансформатор». Устройство предназначено для подключения новой турбины №13, установка которой входит в масштабную программу модернизации станции.

Трансформаторы играют ключевую роль в обеспечении надежного распределения электроэнергии, соединяя системы высокого и низкого напряжения. После завершения монтажа оборудования ожидается повышение общей производительности станции.

Следующим этапом модернизации станет поставка аналогичного устройства для турбины №11, запланированного на будущий год. К концу 2025-го турбина №13 мощностью 100 мегаватт будет заменена, а к середине 2027 года планируется завершение обновления второй турбины.

Результатом всей программы станет рост электрической мощности станции почти на 8%, доведя общий показатель до 537 мегаватт.

20.10.2025 Курсив

Тендерная комиссия по строительству угольной Экибастузской ГРЭС-3 мощностью 2,62 ГВт направила в правительство предложение о том, чтобы определить частную компанию GCL&Integra Energy Ltd. победителем тендера, сообщается в протоколе итогов третьего по счету тендера.

«В соответствии с пунктом 7-1 статьи 15-6 Закона («Об электроэнергетике» — Курсив), ввиду признания повторного тендера несостоявшимся, и в связи с предоставлением тендерной заявки только от одного участника соответствующей правилам и тендерной документации, уполномоченному органу необходимо направить в правительство Республики Казахстан предложение об определении данного участника», – говорится в выложенном документе.

Всего на тендер поступило две заявки. Первая заявка поступила от ТОО «Сан Мир Астана», но эта компания вновь не предоставила финансовое обеспечение по условиям тендера (она подавала заявку на второй тендер, где была единственным претендентом, но не предоставила финобеспечение и тендер был вновь признан несостоявшимся).

Заявка GCL&Integra Energy Ltd. напротив соответствовала требованиям тендера, то есть компания предоставила финобеспечение. Однако, по закону «Об электроэнергетике» для признания тендера состоявшимся необходимо участие двух претендентов, соответствующим условиям тендера. При этом, по закону, при признании повторного тендера на строительство новых генерирующих установок несостоявшимся правительство поручает уполномоченному органу в лице Минэнерго заключить договор на строительство энергостанции.

Этот договор Минэнерго должно заключить в течение 20 календарных дней со дня подведения итогов тендера. Кроме того, в течение 30 дней со дня заключения договора на строительство ГРЭС-3 «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» должен заключить договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности.

Заседание тендерной комиссии прошло 15 октября, а протокол был опубликован 16 октября. Таким образом, РФЦ по ВИЭ может заключить договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности до середины ноября текущего года.

Зарегистрированная 3 октября 2025 года на территории Международного финансового центра «Астана» частная компания GCL&Integra Energy Ltd. принадлежит китайской GCL-POLY (TAICANG HARBOUR) LIMITED и зарегистрированной на МФЦА с конца ноября 2024 года частной компании Gas Technology Ltd., первым руководителем и единственным владельцем которой выступает Шахмурат Муталип.

В открытых источниках указывается, что GCL-POLY (TAICANG HARBOUR) LIMITED через Zhu Family Trust владеют члены семьи Zhu (Жу), включая основных бенефициаров Zhu Gongshan (Жу Гонгшан) и Zhu Yufeng (Жу Юфенг). Жу Гонгшан и его семья занимает 1577 место в списке богатейших жителей Земли по версии Forbes с состоянием в $2,5 млрд. Основным бизнесом для него являются материалы для солнечных панелей.

Шахмурат Муталип также является владельцем компании Integra Construction KZ, которая вошла в консорциум по строительству электростанции на базе парогазовой установки (ПГУ) на 1000 МВт в Туркестанской области.

Кроме того, он выступает президентом Казахстанской федерации бокса – на этом посту в феврале 2024 года Муталип сменил предпринимателя Кенеса Ракишева, занимающего 23 место в списке Forbes с $435 млн.

Финансовое обеспечение для претендентов на строительство ГРЭС-3 составляет 0,5% (15,2 млрд тенге) от стоимости реализации проекта по предварительному технико-экономическому обоснованию (предТЭО) – 3,03 трлн тенге. В качестве топлива станция будет использовать экибастузский уголь.

При этом с учетом услуги по поддержанию готовности электрической мощности (2429 МВт в месяц) стоимость проекта составит 8,4 трлн тенге – инвестиции должны вернуться участнику/кам проекта через тарифы за 15 лет.

Инвестор будет получать 19,3 млн тенге за МВт мощности в месяц, а также продавать выработанную ГРЭС-3 электроэнергию единому закупщику в лице «Расчетно-финансового центра по поддержке возобновляемых источников энергии».

Минэнерго объявило 24 апреля первый тендер на строительство новой Экибастузской электростанции. Однако после прошедших майских праздников ведомство сообщило, что тендер был признан несостоявшимся. Такое решение было принято «в связи с отсутствием заявок, соответствующих требованиям тендерной документации».

20.10.2025 Монокль

Энергетическая стратегия РФ ставит грандиозные цели по наращиванию энергомощностей уже к 2030 году. Но отечественное машиностроение пока не справляется с объемами и сроками заказов.

Импортозамещение электротехники стало одной из центральных тем форума «Энергетическая неделя 2025». «Все прекрасно помнят, как вирус в контроллерах Siemens уничтожил полторы тысячи центрифуг для обогащения урана в Иране или массовые взрывы пейджеров [“Хезболлы” в Ливане]. Сейчас любое подключенное к глобальной сети оборудование можно выключить по щелчку», — так ответил самому себе на вопрос «Что вынуждает нас импортозамещать?» завкафедрой автоматизированного электропривода Московского энергетического института и гендиректор компании «Вектор» Алексей Анучин.

Отправной точкой для осознания проблемы стал 2014 год, когда начали рушиться цепочки поставок сложного оборудования, напоминает замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак. Тогда и бизнес, и государство поняли простую вещь: без сбалансированной политики и прямых инвестиций в машиностроение построить независимую и устойчивую энергосистему не удастся.

За 11 лет цель эволюционировала: если изначально требовалось просто импортозамещение (чтобы заменить то, что перестало  поступать), то теперь речь идет о достижении полной энергетической независимости и технологического лидерства. В принятую весной этого года Энергостратегию-2050 заложены тезисы о необходимости развивать собственное производство критических технологий для всей цепочки — от производства до передачи электроэнергии. Это стало вопросом национальной безопасности.

«Становым хребтом развития отрасли», по определению директора ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Дмитрия Вологжанина, является Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Документ предполагает увеличение потребления электричества на 22%, а пиковой мощности — на 24%, для чего нужно ввести 88,5 ГВт новых генерирующих мощностей и модернизировать еще 65 ГВт.

«Эти параметры записаны на скрижалях сердца и у нас, и у энергомашиностроителей. Это порядка 300 паровых и более 200 газовых турбин», — говорит Дмитрий Вологжанин. Объем инвестиций составит не менее 40 трлн рублей.

Такая динамика подразумевает ввод порядка 5 ГВт новых мощностей в год. «Для сравнения: когда мы реализовывали первую программу ДПМ (программа договоров о предоставлении мощности 2000–2010 годов), вводилось 4,7 гигаватта. Но это делалось за счет иностранного оборудования», — указывает эксперт. Результатом той программы стало около 30 ГВт работающих импортных парогазотурбинных установок, которые сейчас нуждаются в сервисе и ремонте. «Все эти вызовы по наращиванию объемов, повышению качества и ремонту ложатся на плечи отечественных машиностроителей. И мы искренне надеемся, что они справятся», — заключает глава ассоциации.

Сетевые голоса

Несмотря на то что программа перехода на отечественное оборудование реализуется с 2014 года, «доля импортозамещения ничтожно мала», признает замгендиректора и главный инженер ПАО «Россети» Евгений Ляпунов. Хотя благодаря десятилетнему сотрудничеству с производителями в сетевом комплексе сегодня нет критических элементов, которые сдерживали бы развитие отрасли. «Мы выбрали позицию не запретов на применение того или иного оборудования, а его совместной доработки вместе с производителем», — говорит эксперт.

Проблема не сводится к простой замене техники с «сделано во Франции» на «сделано в России». Ключевой вызов сегодня — локализация материальной и компонентной базы: сырья, материалов и комплектующих. Среди товаров, которые ранее массово закупались за рубежом, а сейчас импортозамещаются, главный инженер «Россетей» называет силиконовые эластомеры (ими заливают места соединений кабелей, изоляторы, активные части трансформаторов), изоляцию для ЛЭП, электроизоляционную бумагу. А еще медь: для кабелей и трансформаторных обмоток требуется металл особой чистоты, который в России почти не производится (у меди с примесями невысокая электропроводность, и она быстрее нагревается, что приводит к износу оборудования).

Говоря о будущем, Евгений Ляпунов подчеркивает, что амбициозные задачи Генсхемы требуют технологического рывка. Одной из таких прорывных технологий он считает линии постоянного тока — компания даже создала специальный испытательный полигон на базе Выборгской вставки. Среди конкретных проектов — передача постоянного тока в Москву, а также по маршруту Сибирь — Восток (связь энергоизбыточной Сибири с энергодефицитным Дальним Востоком).

Евгений Грабчак отмечает, что «Россети» сейчас являются одним из крупнейших мировых центров по внедрению сверхпроводимости. Компания уже ввела в эксплуатацию работающую на постоянном токе сверхпроводящую линию длиной 2,5 км. Эта технология — идеальное решение для «уплотнения» существующих кабельных каналов в мегаполисах, где нельзя проложить новые тоннели, а также, по словам Евгения Ляпунова, для подключения плавучих АЭС к береговым сетям. В числе других перспективных направлений он выделяет создание систем накопления энергии, в том числе мобильных, для инфраструктуры электрозарядки.

Для энергоснабжения столицы тоже в основном используется иностранное оборудование. По словам директора по технической политике и аудиту Объединенной энергетической компании (ОЭК) Михаила Львова, КРУЭ (комплектное распределительное устройство с элегазовой изоляцией) на столичных подстанциях импортное — производства Siemens и ABB. Поскольку техника постепенно стареет и выходит из строя, а поставки запчастей и новой продукции из-за санкций прекратились, ОЭК совместно с заводом электротехнического оборудования в Великих Луках разработала и внедрила «стыковочный узел», с помощью которого к зарубежному КРУЭ можно подключать отечественную ячейку. Такой подход позволяет заменять импортное оборудование на российское модульно, не затрагивая остальную часть системы.

Турбина для атомной электростанции производства «Силовых машин»

Кроме того, завод «Изолятор» освоил выпуск полной номенклатуры кабельных муфт для сетей 110–220 кВ, которые раньше закупались за рубежом. Теперь наши муфты используются и для аварийного запаса, и для нового строительства, радуется Михаил Львов.

Сервис и ремонт

Однако основной проблемой производителей электроэнергии является недостаток на внутреннем рынке газовых турбин большой мощности. По словам заместителя министра промышленности и торговли Михаила Иванова, государство за последние десять лет выделило на поддержку отечественного энергетического машиностроения, в том числе на развитие предприятий по выпуску парогазотурбинных установок, суммарно 28 млрд рублей. На сегодня отечественные мощности по паровым турбинам составляют порядка 4,5 ГВт в год, по промышленным котлам — 9, по генераторам — 10.

Но в условиях санкций генераторы столкнулись не только с необходимостью срочного замещения иностранной продукции — нужна поддержка существующих мощностей. Этим сегментом рынка занято «Интер РАО — Машиностроение». Его генеральный директор Александр Таничев, ранее работавший в российском подразделении Siemens, подробно описывает три ключевых направления в области сервиса.

Первое — это локализация производства запасных частей на территории РФ. Так, «Интер РАО — Машиностроение» уже сумело импортозаместить производство лопаток для газовых турбин большой мощности. Второе направление включает организацию полевого сервиса, выезд квалифицированных бригад для плановых и внеплановых проверок. Третье предполагает создание мощностей по восстановлению деталей горячего тракта турбин. В ближайшее время на территории калужского предприятия «Российские газовые турбины» «Интер РАО» появится соответствующий цех для деталей турбин General Electric. А к концу 2026 года в Ломоносовском районе Ленобласти откроется завод, который займется восстановлением деталей горячего тракта и производством новых лопаток, которые позволят полностью закрыть потребность в запасных частях для турбин Siemens, обещает Таничев.

Срыв сроков и штрафы

Еще одна проблема — катастрофические задержки поставок оборудования для ввода новых мощностей. По словам главы ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», объединяющей 19 крупнейших генерирующих компаний (95% мощности), опоздание по проектам составляет от полугода до трех лет.

Из-за недопоставки техники запуск более 18 объектов суммарной мощностью 6,5 ГВт пришлось переносить на более поздние даты. При этом штрафы, которые генерирующая компания платит за срыв сроков ввода, в десятки раз превышают неустойки, которые она может взыскать с машиностроительного завода за просрочку поставки оборудования. Так, за двухлетнюю задержку поставки турбины К-800 стоимостью 2,7 млрд рублей изготовитель (Ленинградский металлический завод, филиал ОАО «Силовые машины») заплатил 1,1 млрд рублей. При этом штраф генератора за недоотпуск мощности на оптовом рынке составил 11,6 млрд.

По мнению Дмитрия Вологжанина, генераторы несут непропорционально высокие финансовые риски. Но увеличить ответственность машиностроителей сложно: годовая чистая прибыль «Силовых машин» составляет чуть более 6 млрд рублей, и повышение размера неустойки может привести к банкротству компании.

У «Русгидро» сложилась критическая ситуация на Дальнем Востоке. Как рассказал первый заместитель генерального директора, главный инженер компании Сергей Кондратьев, парк газовых турбин в парогазовых установках в ДФО предельно изношен и вопрос их срочной замены стоит остро. Из-за отсутствия свободных мощностей и ремонтных площадок компании приходится выбирать между предъявлением штрафов производителям оборудования и необходимостью обеспечить надежное энергоснабжение потребителей.

Поэтому «Русгидро» «с огромным нетерпением и надеждой» ждет новые отечественные газовые турбины ГТЭ-170 от «Силовых машин» для Артемовской и Хабаровской ТЭЦ: от этих поставок напрямую зависит энергетическая безопасность региона. Компания заинтересована и в других перспективных разработках, таких, например, как турбина ГТЭ-65.

Кризис доверия

Для любого предприятия важны ритмичная работа и постоянная загрузка мощностей, а от «Силовых машин» требуют подвига, сетует генеральный директор компании Алексей Подколзин. Так, в советское время отрасль выпускала до 6 ГВт мощностей в год, но к середине 2010-х годов этот объем упал в 10 раз, до 0,3–0,5 ГВт. Резкий рост спроса, до 2–3 ГВт в год, который последовал за спадом, стал огромным вызовом. Скачок в два с половиной — три раза за короткий срок — серьезное испытание для любой промышленности. К тому же ситуацию усложнил целый ряд шоков: пандемия, санкционное давление и масштабная программа импортозамещения, с которыми вся цепочка поставок справилась неидеально.

«Можно ли говорить, что это ответственность лишь энергетических машиностроителей? Наверное. Но набор проблем не способствовал быстрому наращиванию мощностей», — заключает Алексей Подколзин, признав, что доверие к его компании было подорвано прошлыми срывами поставок, и пообещав вернуть его качественной работой и своевременной поставкой надежных машин.

«Силовые машины» уже инвестировали в развитие 30 млрд рублей и планируют вложить еще 75 млрд. Выпуск газовых турбин к 2029 году предполагается увеличить с текущих 0,9 до 1,7 ГВт в год, паровых турбин для АЭС — с 1,7 до 2,8 ГВт. В этом году «Силовые машины» выпустят пять газовых турбин, две из которых уже готовы. Активно развиваются и проекты по созданию собственных газовых турбин большой мощности (ГТЭ-65, ГТЭ-170). По словам Алексея Подколзина, ГТЭ-170 уже выпущена в серийное производство, на очереди головной образец ГТЭ-65. Полностью локализован также выпуск лопаток горячего тракта — сложнейшего элемента газовых турбин.

Решение о масштабных инвестициях в разработку турбины ГТЭ-300 будет принято до конца года, и оно напрямую зависит от оценки возможного спроса. «Сейчас мы пытаемся понять, сколько таких машин нужно российскому рынку для того, чтобы оценить окупаемость вложений», — поясняет руководитель «Силовых машин». Пока достаточного гарантированного спроса в будущем не видно. Текущие отборы, всего на два гигаватта, не покрывают даже планируемых мощностей, не говоря уже о рынке в целом. Компания опасается, что, раскрутив производство, столкнется с отсутствием заказов и будет вынуждена снова сворачиваться.

Александр Таничев также считает необходимым формировать долгосрочный заказ со стороны генерации на турбины, поскольку компания занимается их локализацией и нуждается в прогнозировании спроса.

Российским производителям энергетического оборудования придется сильно постараться, чтобы обеспечить введение в срок всех запланированных в Энергостратегии 2050 мощностей

Выбор пути

Участники форума разделились в подходах к решению системных проблем. Некоторые видят спасение в усилении роли государства — вплоть до появления современного аналога Госплана для формирования отраслевого заказа. Это, по их мнению, создаст гарантированный спрос и позволит машиностроителям планировать инвестиции.

Однако такой подход порождает серьезные вопросы о природе ответственности и эффективности. Евгений Грабчак призывает быть последовательными: «Мы все понимаем, что любой государственный план ведет к централизованному планированию и, как следствие, к усилению роли государства в деятельности независимых или условно независимых субъектов, будь то энергетика или машиностроение. Но готовы ли вы к тотальному контролю по исполнению этого госплана?»

По мнению замминистра, на практике предлагается «половинчатый госплан»: «Не вмешивайтесь в наши экономические отношения, не трогайте нашу рентабельность, оставьте рынок и прибыль как есть. А все сложные и ресурсоемкие задачи отдайте государству. Но тогда возникает резонный вопрос: если мы говорим о планировании, то где же в этой схеме предпринимательский риск? Где та самая эффективность, которая в конечном счете должна быть отражена в стоимости киловатт-часа?» 

Впрочем, Минэнерго совместно с Минпромторгом уже сформировало «достаточно детальный» отраслевой заказ по газовым и паровым турбинам до 2042 года. «Понятно, что после череды срывов сроков поставки и ввода генерирующего оборудования доверия нет вообще ни у кого ни к никому. Но министерство как регулятор постарается через нормативно-правовую базу закрепить условия, цены и сроки поставок», — отмечает чиновник.

Главное — отказаться от порочной практики «псевдоимпортозамещения», когда отечественные компании копируют устаревшие западные продукты. «Например, ветроустановку двадцатилетней давности нет смысла разрабатывать или реверс-инжинирить. В обслуживании она будет дороже, чем аналогичный ветряк Siemens», — считает Алексей Анучин. Крупнейшие производители, такие как Siemens, ABB, Schneider Electric, перенесли свои линии в Китай еще в 2000-е. Конкурировать с ними бесполезно — необходимо создавать что-то новое, уверен завкафедрой МЭИ.

Основную угрозу эксперт видит в уязвимости систем управления, которые можно дистанционно отключить. Поэтому он предлагает стратегический ход: не копировать, а разработать собственный международный стандарт на кибербезопасное оборудование, недоступное извне. Таким образом, Алексей Анучин собирается бороться за место на глобальном рынке с помощью опережающих стандартов безопасности, а не через закрытие внутренних дыр.

В свою очередь, главный экономист ВЭБа Андрей Клепач на пленарном заседании заявил, что ключевая проблема развития ТЭК заключается в отсутствии единого долгосрочного научно-технологического прогноза для топливно-энергетического комплекса. Являясь драйвером нашей экономики, формируя около 19% ВВП (а с учетом смежных отраслей почти треть), ТЭК не считается наукоемким. Но растущий спрос и обострение конкуренции требуют интеллектуального прорыва в этой сфере. Эксперт уверен: необходим общероссийский стратегический документ, который структурировал бы наши позиции по технологиям, выявил зоны отставания и сформулировал перспективные задачи для фундаментальной науки на период до 2050 года.