26.12.2009 Официальный сайт Государственной Думы РФ

Информация о событиях в Государственной Думе: Утреннее пленарное заседание Госдумы 25 декабря 2009 года

<…> Сопредседатель парламентской Комиссии от Государственной Думы Владимир Пехтин представил проект итогового доклада парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года.

Докладчик напомнил, что 17 августа произошла крупнейшая в истории катастрофа на гидротехническом объекте России и одна из самых значительных катастроф в истории гидротехники. Инициатива создания парламентской комиссии принадлежала Государственной Думе и ее Председателю – Борису Грызлову. Основными целями комиссии стали: выявление причин и условия возникновения обстоятельств, приведших к аварии, анализ действий должностных лиц, подготовка предложений по недопущению в будущем подобного рода катастроф и происшествий. Комиссия провела 12 заседаний. Члены комиссии работали на месте трагедии, а также на предприятиях, производящих гидрооборудование, в том числе в Санкт-Петербурге.

В.Пехтин сообщил, что в комиссию были представлена подробная информация от органов государственной власти, министерств, ведомств, других организаций. Отказов в предоставлении материалов не от одной организации, не от одного ведомства не было. Под руководством членов комиссии Юрия Маслюкова, Николая Рыжкова была сформирована экспертная группа, в которую вошли ведущие ученые Российской Академии наук, руководители и признанные специалисты энергетических и проектных институтов, предприятий электротехнической промышленности, всего – более 36 экспертов.

Членами комиссии в полном объеме был проведен анализ технической составляющей аварии и действий должностных лиц, дана оценка законодательства по вопросам обеспечения безопасности на особо опасных объектах при их проектировании, строительстве и эксплуатации.

Комиссия пришла к выводу, доложил В.Пехтин, что авария стала следствием целого комплекса причин технического, организационного, нормативно-правового характера, включая недопустимо низкую ответственность руководства станции и эксплуатационного персонала. Не был должным образом организован постоянный мониторинг технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом, качество ремонтных работ не контролировалось, имели место случаи злоупотребления служебным положением руководства станции при организации текущих ремонтов.

Основной причиной аварии стало непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснению причин повышенной вибрации. Развитие аварии от разрушения отдельного гидроагрегата до выхода из строя гидростанции явилось следствием отсутствия в системе управления станции необходимого комплекса защитных мер в отношении оборудования и персонала станции. Губительным фактором стало размещение помещений для персонала на отметках, подверженных затоплению а также отсутствие в этих помещениях эвакуационных выходов до безопасной отметки. В результате чего с первых минут аварии было полностью потеряно управление оборудованием электростанции.

Также обстоятельствами, способствующими аварии стали отсутствие авторского надзора за работой гидроагрегатов со стороны институтов Ленгидропроекта, а также со стороны завода-изготовителя производственного объединения «Ленинградский металлический завод».

Исключение требований лицензирования ремонтной деятельности на энергетических объектах, что способствовало снижению профессионального уровня ремонтных организаций и качества проводимых работ, необеспечение должного внимания к безопасности функционирования станции структурами управления ОАО «РусГидро», низкий уровень персональной ответственности технических руководителей и эксплуатационного персонала за вверенные объекты электроэнергетики на Саяно-Шушенской ГЭС. Отсутствие системы профессиональной подготовки главных технических специалистов и, как следствие, – снижение уровня квалификации руководящих кадров, работающих в отрасли и принижение роли инженерных служб и, в частности, института главных инженеров. Все это привело к масштабной катастрофе, унесшей жизни 75 человек.

Оценивая действия по ликвидации последствий аварии, комиссия сочла необходимым, подчеркнул В.Пехтин, поименно назвать сотрудников станции, которые вручную в темноте, в аварийной ситуации осуществили сброс аварийно-ремонтных заторов водоприемника, прекратив поступление в машинный зал воды и, тем самым, предотвратив дальнейшее развитие аварии: это Евгений Кондранцев, Эльдар Бакгаутдинов, Александр Катайцев, Николай Третьяков и Павел Майоршик. По словам В.Пехтина, это люди, которые по существу обеспечили благополучную жизнь всего региона.

При обсуждении постановления в зале заседаний присутствовали представители министерства энергетики РФ во главе с Министром С.Шматко, представители ОАО «РусГидро» во главе с председателе правления Е.Додом, представители Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору РФ.

Вопросы докладчику задали Владислав Юрчик, Владимир Таскаев, Сергей Железняк, Рязанский, Валерий Рязанский, Александр Бурков, Юрий Маслюков, Сергей Иванов, Валерий Гартунг, Сергей Левченко.

От фракций по данному вопросу выступили Геннадий Зюганов (КПРФ), Сергей Иванов (ЛДПР), отметивший, что главные виновники аварии не названы, Юрий Липатов («Единая Россия»), Геннадий Гудков (СР), заявивший, что «фракция не сможет проголосовать за этот итоговый вариант доклада, поскольку комиссия не доработала многие факты».

Государственная Дума утвердила доклад комиссии, «за» – 315.