30.09.2022 Газета УТЗ «Знамя», №9 (5829)

На фото 1995 года отражен визит китайской делегации во главе с партийным и государственным деятелем, председателем КНР Цзян Цзэминем. Приезд такого высокопоставленного лица на предприятие был неслучаен. В 90-е годы Китай являлся для завода устойчивым рынком сбыта турбинного оборудования на протяжении длительного времени.

С распадом СССР экономический кризис ударил по промышленным предприятиям. Деятельность Турбомторного завода оказалась в сложных экономических условиях. Финансовая система была разрушена: разорительные налоги, штрафные санкции. Инфляция достигла несколько тысяч процентов. Деньги были изъяты у всех, в том числе и у трудящихся и в первую очередь у предприятия. Из-за всеобщей неплатежеспособности сократился потребительский рынок, уменьшились расчеты «живыми деньгами», и, как следствие, нарастала социальная напряженность, в том числе и в связи с хроническими задержками выплаты заработной платы.

Анатолий Алексеевич Чубаров, генеральный директор ТМЗ (1990-2001): «Я за все годы руководства ни разу не был в отпуске. Иначе нельзя было. Помню, каждую неделю повышались цены на металл, на комплектующие детали. Как-то приехал в «Энергомашэкспорт», (мы через них делали заказы для Китая), обратился к директору этой фирмы: «Валентин Михайлович, если сегодня не оплатишь, то через два месяца металл будет стоить столько, что мы с тобой никакого китайского заказа не сделаем». Он вызвал своих экономистов, бухгалтеров. Те меня «поливали» больше часа. Вот, мол, какой – деньги ему сразу подавай. Я объясняю, что китайцам до лампочки наша перестройка, наши финансовые трудности. Они турбины ждут. Хорошо, что директор «Энергомашэкспорта» оказался мудрым человеком. Он выслушал всех, а потом сказал: «Вот, я ставлю подпись, платежи отдайте «Турбинке». Металл мы получили, заказ выполнили.

В 1993 году заводом были заключены контракты с КНР на поставку 14 паровых турбин. « В начале это были государственные заказы для громадной ТЭЦ «Хуанен-Пекин» — вспоминает главный специалист по паротурбинным установкам Александр Айзикович Гольдберг . Наш завод поставил туда два блока машин ПТ-140 и два блока Т-185. По сравнению с поставленными в Китай немецкими турбинами, с которыми была масса проблем, наши машины зарекомендовали себя прекрасно. Затем поступили заказы от китайской частной фирмы «Ингловай», которой завод поставлял турбины уже меньшей мощности в самые разные уголки Китая».

Михаил Константинович Самарев: «В 1998-м году, когда я уже был заместителем генерального директора по качеству, меня направили в Китай для оказания консультационной помощи при монтаже турбин и организации сопутствующих пуско-наладочных работ. Меня назначили директором представительства от «Турбомоторного завода» и поехал я туда ненадолго, а получилось — на восемнадцать лет. Поэтому, весь путь, пройденный китайцами за этот период, я пронаблюдал воочию.

В тот период, осуществлялась поставка наших турбин для ТЭЦ Сигу, Лоян и Чэнду. Параллельно приступили к монтажу турбины Т-185 в Пекине, где впоследствии было смонтировано две единицы. Затем постепенно ввели в эксплуатацию две турбины в Сигу, параллельно шла турбина в Лояне и Чэнду. Далее последовала Цзилинь, где мы снабдили турбинами две станции, потом – Хадаван, Бачао. Всего за двенадцать лет в Китае, с 1995 по 2006 год, было смонтировано двадцать турбин.

Надо сказать, нашим турбинам пришлось выдержать испытание природной стихии. Две турбины, находящиеся в провинции Сычуань выстояли при разрушительном землетрясении в 8 баллов по шкале Рихтера, которое случилось в мае 2008 года. Остальные турбины, иностранного и китайского производства, во время подземных толчков остановились, кроме наших ПТ-140, которые совсем не пострадали. Они выдержали все, сделав громкую рекламу нашему заводу в плане качества, прочности и надежности».

Китайский рынок УТ3 осваивался с 1953 года. За все время для Китая заводом было выпущено 65 турбин. Заказы на турбины производились с целью ввода новых станций в КНР или модернизации турбин, установленных ранее. Из двадцати последних турбин, установленных в 1990-е годы, более десятка продолжают надежно работать и сегодня, обеспечивая теплом и светом энергосистему Китая.