11.09.2023 Энергетика и промышленность России
Реализация программы модернизации теплоэлектростанций России, рассчитанной до 2031 года, начинает буксовать все сильнее — тому подтверждение многочисленные обращения генерирующих компаний о переносе сроков. Власти, реально оценивающие текущую ситуацию и ближайшие перспективы, идут им навстречу, но от планов масштабного обновления устаревших мощностей пока не отказываются.
Программа модернизации ТЭС была утверждена Правительством РФ в 2019 году. Основная задача — продление паркового ресурса генерирующего оборудования тепловых электростанций, улучшение его технико-экономических характеристик, увеличение эффективности, надежности, маневренности и ремонтопригодности.
Ее принятие предполагало, что к 2031 году в стране будет обновлено порядка 45 ГВт энергомощностей.
Конкурентный отбор оборудования, соответствующего установленным Правительством РФ критериям, поручен Системному оператору Единой энергетической системы (СО ЕЭС). В 2019 году проведен первый отбор проектов модернизации на 2022–2024 гг. и второй отбор на 2025 год. В 2020 году — на 2026 год. В 2021 году — на 2027 год. Проекты, как ожидалось, должны были окупиться за счет повышенных платежей потребителей за мощность в течение 15 лет после запуска.
Условия программы предусматривали жесткие сроки ввода объектов со штрафами за их нарушение.
И поначалу реализация шла четко по плану. Первые объекты вышли на оптовый рынок в январе 2022 года. Это энергоблоки Костромской ГРЭС, Омской ТЭЦ-4 и Невинномысской ГРЭС, работы на которых велись в течение 2020–2021 годов. Все они были отобраны Системным оператором по процедуре конкурентного отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций (КОММод) и вошли в итоговый перечень модернизируемых генерирующих объектов с началом поставки мощности в 2022–2024 годах, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 2 августа 2019 № 1713-р.
Проблемы с реализацией программы начались весной 2022 года, когда санкционная война вышла на новый виток после изменения геополитической обстановки: генерирующие компании начали заметно задерживать запуск энергоблоков, объясняя это срывами поставок оборудования и комплектующих. На первых порах от графика отставали шесть проектов, а позднее к ним добавились еще пять. Стало понятно, что в дальнейшем ситуация будет обостряться, и выполнение программы оказалось под угрозой.
Кабмин в качестве поддержки предоставил энергетикам право до конца 2022 года заявить о сдвиге запуска проектов модернизации ТЭС (максимум — на один год, но правительство имеет право увеличить отсрочку) без штрафных санкций. По информации «Совета производителей энергии» (СПЭ), генерирующие компании воспользовались нештрафуемой отсрочкой для проектов на 12 ГВт (46% от объема отобранных проектов).
Сложнее с каждым днем
Глава наблюдательного совета ассоциации СПЭ Александра Панина, выступая весной 2023 года на всероссийском совещании по итогам прохождения отопительного сезона, рассказала об отказе от 13 проектов КОММод на 1,5 ГВт. По ее словам, стоимость работ из-за инфляции увеличилась на 79% (с 27,3 млрд руб. до 48,9 млрд руб.), а сумма штрафа за выход из проектов — 11,8 млрд руб. В этой связи генераторы обращались к Мин-энерго с просьбой рассмотреть возможность введения права на отказ от проектов КОММод, аргументируя инициативу форс-мажорными обстоятельствами.
Ситуация на самом деле сложная. С начала реализации программы по некоторым проектам произошел кратный рост затрат. Основные причины — подорожание энергетического оборудования, а также материалов, топлива, строительно-монтажных работ.
Стоимость работ по части проектов так сильно выросла, что их реализация, по оценкам генерирующих компаний, потеряла смысл. Очевидно, что для таких объектов нужны альтернативные варианты.
Аналитики рынка рассказывали о том, что при проведении тендеров на поставку оборудования заводы-изготовители указывают более высокую стоимость, чем в технико-коммерческих предложениях перед участием в КОММод. По тем контрактам, которые уже подписаны, поставщики нередко требуют повышения цен, вынуждая заказчиков либо соглашаться на новые условия, либо расторгать договор и заключать его с другим заводом, но тоже по более высокой стоимости.
Генераторы уверены, что возможные судебные иски о компенсации ущерба приведут лишь к осложнению общей ситуации из-за банкротства предприятий-изготовителей. Кроме того, оговариваемая в правилах оптового рынка электроэнергии и мощности индексация капитальных затрат, заявленных поставщиком на КОММод, не компенсирует растущие издержки. А установленные правилами штрафы — тяжелая ноша для компаний-генераторов. Штрафные санкции приведут к появлению рисков для надежной и бесперебойной работы и проведения ремонтов и изменят условия по кредитам и невозможность привлечения банковского финансирования.
И хотя правительство разрешило компаниям задерживать запуск блоков без уплаты штрафов, инвестор теряет платеж за мощность за каждый месяц просрочки. Также сокращается срок поставки мощности.
В общей сложности в 2022 году удалось ввести девять объектов на 2,2 ГВт (72% от того, что было запланировано). Подводя итоги 2022 года и говоря о перспективах на 2023 год, генерирующие компании осторожно предположили, что могут задержать реализацию 20% программы модернизации старых ТЭС — 26 проектов общей мощностью почти 6 ГВт и стоимостью 76 млрд руб.
Подводя итоги 2022 года и говоря о перспективах на 2023 год, генерирующие компании осторожно предположили, что могут задержать реализацию 20% программы модернизации старых ТЭС — 26 проектов общей мощностью почти 6 ГВт и стоимостью 76 млрд руб.
Надежность не пострадает
Комментируя опасения генерирующих компаний, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что подобный вариант развития событий на надежность российской энергетической системы не окажет никакого влияния, поскольку все работы запланированы в рамках проекта перспективного развития, связанного с модернизацией.
По его словам, российская энергосистема обладает достаточным запасом прочности, поэтому перенос на несколько лет сроков завершения модернизации объектов, включенных в программу, ничем не повредит.
Сергей Пикин обратил внимание на то, что от задержки работ на ТЭС оборудование, на подорожание которого как на причину задержки ссылались проводящие модернизацию компании, вряд ли станет дешевле. Но есть надежда, что за время предоставленной отсрочки предприятия все же смогут разобраться с поставками.
Поставили на стоп
Отсрочкой будут вынуждены пользоваться многие компании и ровно до тех пор, пока российские машиностроительные компании не наладят производство и цепочки поставок компонентов, осложнившиеся после того, как отечественный рынок покинули поставщики вспомогательного оборудования.
Зимой 2023 года стало известно о переносе сроков ряда проектов программы модернизации ТЭС для компаний «Интер РАО», ТГК-2 и ТГК-14.
Так, ввод в строй модернизированной Нижневартовской ГРЭС компании «Интер РАО» по проекту ТГ-1 (турбогенератор) перенесли на февраль 2025 года (ранее был обозначен сентябрь 2023 года), по проекту ТГ-2 — на май 2026 года вместо декабря 2024 года.
Как пояснили корреспонденту «ЭПР» в пресс-службе ПАО «Интер РАО», в компанию обратились производители оборудования, которые в связи с санкционным давлением указали на сложности со своевременными поставками.
«На данный момент мы полагаем, что сроки больше переноситься не будут. По другим нашим проектам мы сразу же приступили к контрактованию, поэтому ожидаем от поставщиков соблюдения сроков. Отказываться нет причин», — резюмировали в пресс-службе.
ТГК-2 перенесла запуск на Костромской ТЭЦ-2 с января 2025 года на июль 2027 года; на Ярославской ТЭЦ-2 — с января 2025 года на май 2027 года, на Ярославской ТЭЦ-3 — с января 2025 года на май 2026 года.
Сроки модернизации Читинской ТЭЦ-1 ТГК-14 по проекту ТГ-5 были сдвинуты с декабря 2027 года на два года вперед.
Известно, что на стопе в настоящее время у российских энергокомпаний стоят более 25 проектов программы модернизации ТЭС суммарной мощностью 5,8 ГВт и общей стоимостью 76 миллиардов рублей. Большинство компаний попросило отсрочку на год.
Вынужденная коррекция
В середине лета текущего года стало известно о том, что отбор проектов модернизации старых ТЭС, который планировали провести в апреле, а потом в октябре 2023 года, могут перенести на апрель 2024 года. А сроки проведения конкурентного отбора мощности (КОМ) — с ноября 2023 года на февраль 2024 года (проект постановления опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов).
Как пояснил ЭПР Игорь Сорокин, директор по стратегии и инвестициям СГК, в настоящее время идет работа по актуализации расценок на проведение модернизации оборудования. Требуется внесение изменений в нормативную базу.
«Это очень важный момент, который должен обеспечить привлекательность проектов и высокий уровень конкуренции в отборе. Мы со своей стороны приветствуем такой подход: актуализация расценок в данном контексте важнее сроков. Поэтому 1 апреля 2024 года нас вполне устроит», — резюмировал он.
Ранее Минэнерго РФ отмечало, что корректировка сроков проведения конкурса дает возможность комплексно рассмотреть существующие ограничения на поставку основного генерирующего оборудования, выявить и учесть иные риски реализации проектов модернизации и изменить параметры программы и требования, предъявляемые к проектам. В любом случае, надежды на успешное завершение программы модернизации ТЭС, пусть и позднее заявленных сроков, никто не теряет.