21.12.2023 Официальный сайт Президента России

Глава государства по видеосвязи провёл заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

На повестке – подведение итогов работы по исполнению поручений, данных год назад на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

По традиции в конце года мы подводим итоги. И сегодня предлагаю обсудить результаты реализации задач 2023 года, которые являются частью нашей большой, системной работы по достижению национальных целей развития.

Что хочу подчеркнуть: национальные цели определены на горизонте до 2030 года, и та «сверка часов», которую мы с вами регулярно проводим в конце года, важна не просто для оценки текущей ситуации – что удалось реализовать, а решение каких задач пока отстаёт от графика, но прежде всего для принятия конкретных управленческих решений по тем направлениям, которые требуют особого внимания, концентрации дополнительных сил, средств, ресурсов как на федеральном уровне, так и в регионах, на местах.

При этом ключевой критерий эффективности нашей работы – это оценка граждан, мы с вами об этом многократно уже говорили, как они воспринимают динамику, темп, качество изменений в их жизни. Хочу ещё раз обратить на это внимание всех коллег.

И конечно, результаты, которых мы добиваемся вместе, должны стать основой для долгосрочных планов.

В следующем году действующие национальные проекты, сформированные в 2018 году, завершаются. А значит, нам предстоит уточнить национальные цели развития, расширить горизонт планирования до 2036 года. Поставить задачи, определить целевые параметры развития, которые соответствуют и нашим возросшим возможностям, и более высоким запросам общества, это естественно. И конечно, нужно подготовить и своевременно запустить обновлённые национальные проекты.

Повторю, мы сейчас накопили такой потенциал, который позволяет нам выйти на принципиально другой уровень и динамику развития всей страны.

Что касается текущего года, как вы знаете, задачи были установлены по таким ключевым направлениям, как обеспечение экономического суверенитета: технологического и кадрового, инфраструктурного, финансового, а также структурные изменения нашей внешнеэкономической деятельности. И конечно, это развитие городов и посёлков, социальной сферы, решение вопросов демографии, поддержки материнства и детства, системы здравоохранения и образования. В целом повышение качества жизни людей.

Прошу коллег, которые выступят с докладами по своим темам, исходить из следующих соображений. Кроме подробного отчёта о выполнении задач, поставленных на 2023 год, прошу сфокусироваться на том, что нужно сделать в наступающем, 2024 году, а также на дальнейшую перспективу.

Что хотел бы подчеркнуть до того, как перейдём к повестке.

Все наши планы в развитии инфраструктуры, социальной сферы, в поддержке демографии предельно реалистичны. Мы с вами постоянно «сверяем часы» по этим направлениям. Они опираются на экономические возможности страны, учитывают динамику её отраслей, индустриальный рост.

Российская экономика прошла через период адаптации к изменившимся внешним условиям. Наши компании сохранили ритмичную работу, укрепили логистику, заменили ряд иностранных материалов, комплектующих в том числе, на отечественные аналоги, на продукцию российских предприятий.

За январь – октябрь текущего года обрабатывающая промышленность выросла на 7,4 процента, а инвестиции за три квартала прибавили 10 процентов, то есть дали перспективу развития. Это в целом по экономике. А в обрабатывающей промышленности приток капиталовложений ещё выше: за январь – сентябрь – 12,2 процента, за третий квартал вообще 35 процентов.

Кстати, на площадке выставки «Россия» с успехом проходят дни наших регионов. Субъекты Федерации показали и свои достижения, и потенциал развития.

Сейчас эстафету принимают отечественные компании и ведомства. Уверен, они представят свои достижения, планы так же ярко и убедительно, как это сделали регионы России.

Повторю, нужно обязательно закрепить позитивную динамику инвестиций, экономики в целом. За счёт деловой активности обеспечить растущий спрос внутреннего рынка достаточным предложением по широкой группе товаров. Имею в виду как товары потребительского сегмента, так и продукцию инвестиционного спроса: машины, станки, технологическое оборудование.

Подчеркну: построение именно такой экономики – экономики предложения – в том числе позволит в будущем избегать всплесков цен на отдельные товары, а такие проблемы, как вы знаете, есть. Наши граждане столкнулись с подобными ценовыми скачками в последние месяцы. Мы говорили об этом и в ходе недавней «Прямой линии».

Напомню: по итогам текущего года нужно привлечь не менее двух триллионов рублей в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции.

Рассчитываю сегодня услышать, как выполняются эти задачи, а также на какой уровень инвестиций ожидается выйти в следующем году, какую планку здесь предлагается установить.

Отмечу, что сегодня в России сложились уникальные рыночные возможности для открытия современных производств и модернизации действующих предприятий, для создания новых – и хочу это особо отметить – хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Наша экономика должна стать экономикой квалифицированных кадров и хороших, высоких заработных плат. Именно в этом ключ к повышению доходов граждан, к преодолению проблем бедности. Кстати сказать, мы здесь добились определённых результатов, но вы знаете об этом. Вообще слово не очень хорошее – бедность, но тем не менее такие показатели есть, будет исторический минимум в 2023 году, но те люди, которые всё-таки живут за чертой бедности, для них это пустой звук. Нужно сводить эту цифру к минимальным значениям – к нулю надо стремиться.

Нужно наращивать производительность труда, повышать эффективность экономики и социальной сферы в целом, делать это на основе внедрения принципов бережливого производства, автоматизации и цифровых решений в управлении, широкого использования технологий искусственного интеллекта.

В этой связи ожидаю, что сегодня коллеги отдельно остановятся на такой важной теме, как развитие отечественной индустрии промышленных роботов.

И конечно, надо формировать новые требования к системе профессионального образования, к подготовке и переподготовке рабочих и инженерных кадров, управленцев. Запускать новые и расширять действующие программы.

Уже просил Правительство разработать пятилетний прогноз кадровой потребности нашей экономики. Сделать это нужно в разрезе отраслей и профессиональных квалификаций. Такой прогноз должен не только регулярно обновляться с учётом состояния рынка труда, но – что принципиально важно – он должен учитываться при установлении контрольных цифр приёма в колледжи и техникумы, училища и вузы, при формировании и расширении программ профессиональной переподготовки.

При этом прошу Правительство выстроить систему мотивации учебных заведений, оценки эффективности их руководителей, чтобы они были заинтересованы в подготовке специалистов именно по тем направлениям, которые востребованы на рынке труда.

Далее. Мы развиваем систему комплексной поддержки экспорта российских товаров и услуг. Помогаем нашим компаниям переключиться на перспективных партнёров в Азии, Ближнем Востоке, Латинской Америке и Африке. Укрепляем связи со странами Евразийского экономического союза. Кстати говоря, хочу отметить, мы не закрываемся от Американского континента, Северной Америки – США и Канады, мы не закрываемся от европейских стран, им вообще пора закончить валять дурака и ждать, пока мы рухнем. Стало ясно для всех, что, если хотят получать выгоду от сотрудничества с Россией, надо это делать. Мы же их не отталкиваем. Но это их дело и их решение. Пускай они сами думают, чем они руководствуются, какими-то эфемерными соображениями, уничтожения России, или интересами своей собственной страны, своего собственного народа, своих людей по развитию отношений в мире в целом на современном демократическом фундаменте многополярного мира. Но, повторю, это их дело.

Важный элемент такой работы – создание независимой финансовой, платёжной инфраструктуры, широкое использование национальных валют в торговле.

По сравнению с 2021 годом доля рубля в наших международных расчётах удвоилась и сейчас составляет 35 процентов, а вместе с валютами дружественных стран эта доля достигает 75 процентов.

Идёт замещение внешних источников кредитования российских компаний внутренними. Если за прошлый год объём рублёвых корпоративных кредитов вырос на 9,5 триллиона рублей, то с начала текущего года он прибавил ещё более 13,5 триллиона рублей. При этом внешний долг России, что очень важно, сократился примерно на треть.

И государство сокращает, и компании наши ведущие сокращают: возвращают кредиты вовремя, совершают другие действия, которые делают их финансы более сбалансированными и здоровыми.

Вернусь к тому, о чём сказал на недавнем форуме «Россия зовёт». В ближайшие годы и Правительству, и Центральному банку нужно усилить внимание к развитию механизмов проектного и акционерного финансирования. Наша банковская система, фондовый рынок должны в полной мере обеспечить приток капитала в важнейшие, перспективные точки роста российской экономики. Может быть, точки роста – не очень правильное слово, но вы понимаете, о чём идёт речь. Нужно уделить внимание этим вопросам.

Далее. Для освоения отечественным бизнесом новых рынков, для выстраивания более удобных, эффективных логистических цепочек и, конечно, для повышения транспортной связанности страны, наших регионов мы наращиваем возможности инфраструктуры, расшиваем так называемые узкие места, повышаем пропускную способность пограничных пунктов. Что, кстати говоря, нужно делать своевременно.

По итогу текущего года ожидается, что суммарный грузопоток трёх наших ключевых логистических коридоров – а это «Север – Юг», железнодорожные магистрали в Восточном и Азово-Черноморском направлениях – вырастет примерно на 10 процентов.

Их дальнейшее развитие – это безусловный приоритет. Мы только что с Андреем Рэмовичем [Белоусовым] на этот счёт с утра разговаривали. Важно, как увеличение мощности дальневосточных и арктических морских портов, становление Северного морского пути как глобальной транспортной артерии повлияет на всю нашу логистику.

Вновь отмечу: эти масштабные проекты обеспечат мощный позитивный эффект для нашей экономики, для нашей страны в целом, для наших граждан. Сформируют огромное пространство для долгосрочного роста отраслей и регионов, для многих предприятий, трудовых коллективов, которые заняты в сфере транспорта, строительства, в смежных секторах. Даст хороший эффект для всех.

Мы продолжаем нашу повестку инфраструктурного развития и на уровне регионов, муниципалитетов. На 1 декабря в нормативное состояние приведено 83 процента дорожной сети в крупнейших городских агломерациях.

Подчеркну: работы идут с опережением графика. Очень рассчитываю, что так же раньше намеченного срока, то есть уже в следующем году, мы выйдем на целевой показатель, а именно 85 процентов дорог в крупнейших агломерациях должны быть в нормативном состоянии. Это высокая планка, не простая, но вполне реалистичная для достижения.

Такой же высокий темп нужно обеспечить и в обновлении общественного транспорта в регионах. По итогам следующего года нужно снизить средний возраст этого парка за счёт поступления новых автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Это хороший стимул для промышленности и хорошая поддержка промышленности. До сих пор у нас это неплохо получалось: и инфраструктуру развивать, и промышленность поддерживать.

Современный, безопасный, экологичный транспорт – неотъемлемая часть жизни городов и посёлков. В их развитии мы также применяем основанный на реальном подходе к делу проектный подход.

Начиная с прошлого года подготовлены мастер-планы для 22 дальневосточных городов и агломераций. Знаю, что и здесь нужно ещё посчитать, посмотреть, подумать, но в целом ориентиры намечены и к ним нужно стремиться, к этим целям, с чёткими мероприятиями и источниками финансирования, конечно. Аналогичная работа запущена и по опорным населённым пунктам Арктической зоны.

Напомню, что мы договорились создать реестр лучших практик по развитию городов, по созданию комфортной среды для жизни, где каждый город, посёлок, муниципалитет сможет найти и воплотить у себя эффективное решение, нужное и полезное для граждан.

Кроме того, поручил подготовить единые требования к структуре и содержанию мастер-плана, закрепить сам этот термин в градостроительном законодательстве.

По сути, речь идёт о том, чтобы выстроить целостную систему управления развитием населённых пунктов, объединить все механизмы поддержки субъектов Федерации в этой сфере, повысить квалификацию муниципальных служащих, а также задействовать эффективные инструменты контроля, в первую очередь со стороны жителей, гражданского общества. Мы всё время тоже об этом говорим. Прошу Правительство провести эту работу в сжатые сроки.

Уважаемые коллеги! Мы в полном объёме сохранили программы по достижению национальных целей развития. Несмотря ни на какие сложности, трудности, на особенности текущего момента, мы всё сохранили. Более того, в текущем году провели опережающее финансирование многих направлений, чтобы не только поддержать набранный темп преобразований, но и раньше срока достигать установленных ориентиров, у нас это, кстати, получается по важнейшим направлениям развития, укреплять суверенитет страны.

При этом напомню: все наши решения и действия по развитию экономики и созданию новых рабочих мест, благоустройству городов и посёлков, улучшению экологии, развитию систем здравоохранения, образования, культуры, занятий спортом объединены главной целью – это сбережение нашего народа, повышение благополучия российских семей, семей с детьми, конечно, прежде всего, защита здоровья людей.

По итогам 10 месяцев текущего года ожидаемая продолжительность жизни в России превысила допандемийный уровень.

Снижается смертность – в том числе младенческая. Она сейчас на историческом минимуме.

Вместе с тем, мы это знаем тоже хорошо, пока не удаётся переломить тенденцию на снижение рождаемости. Конечно, на этом прежде всего сказываются объективные причины, последствия демографической ямы и 40-х годов прошлого века, во время войны, и ямы 90-х годов, связанной с распадом Советского Союза.

Но вновь подчеркну: сбережение народа – это наш приоритет на поколения вперёд. Повторю, в ходе подготовки и реализации долгосрочной стратегии развития страны, обновлённых национальных проектов первостепенное значение нужно уделять именно вопросам поддержки семьи. Такие вопросы должны быть, что называется, сквозными во всех наших планах и программах.

В текущем году мы выстроили единую систему поддержки нуждающихся граждан, семей с детьми, как я уже сказал. Нужно на это обратить самое пристальное внимание: мы делаем шаги в этом направлении, помогаем, в том числе женщинам – от беременности будущей мамы до достижения ребёнком 17 лет. Такое пособие уже оформили родители 10,5 миллиона детей, также его получают 375 тысяч беременных женщин.

Продолжает действовать программа материнского капитала.

Будем совершенствовать, настраивать и другие механизмы. Так, активно развивается детское здравоохранение, жилищные программы, включая семейную ипотеку. Предусмотрены налоговые вычеты на образование и лечение детей.

Наступающий 2024 год объявлен в России, как мы знаем, мы сделали это сознательно с вами, Годом семьи. Прошу коллег из Правительства, из регионов самым внимательным образом проработать меры, направленные на защиту материнства и детства, на укрепление семейных ценностей.

В том числе важно возродить традиции многодетной семьи. Как мы и договаривались, нужно установить статус многодетной семьи на федеральном уровне, люди просят об этом, это справедливая просьба и справедливое требование, с соответствующими льготами и механизмами поддержки, которые будут гарантированы, причём гарантированы по всей стране единообразно. Принять такое решение нужно оперативно.

Давайте перейдём к повестке. 

<…>

Пожалуйста, Мантуров Денис Валентинович.

Вам всем привет от Ксюши. Она будет журналистом и будет освещать в будущем вашу работу. Обещала делать это объективно.

Д.Мантуров: Хорошо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Поставленная Вами, Владимир Владимирович, задача по достижению технологического суверенитета является сквозной для всей промышленности. Для её выполнения мы используем все востребованные общесистемные меры. Имею в виду субсидии на НИОКРы, займы Фонда развития промышленности, преференции по специнвестконтрактам. Эти механизмы обеспечили в нынешнем году инвестиций суммарно на 450 миллиардов рублей.

Вместе с тем ёмкие проекты техсуверенитета потребовали дополнительной государственной поддержки, которую Вы, Владимир Владимирович, одобрили, включая выделение средств ФНБ, кластерную инвестиционную платформу, промышленную ипотеку, обеспечивающую совокупно вложений ещё на 1,2 триллиона рублей в текущем году.

В сочетании с мероприятиями других государственных программ, в том числе «СЗПК» и «Фабрики проектного финансирования», это составляет более двух триллионов рублей.

За счёт государственного плеча простимулировали дополнительные инвестиции в основной капитал. По обрабатывающей промышленности они выросли на 12 процентов за девять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причём бо́льшая их часть направлена в наиболее наукоёмкие секторы промышленности. Они имеют определяющее значение для развития экономики и выделены Правительством в 10 направлениях технологического суверенитета, которые уже одобрены. Четыре из них ориентированы на развитие транспортной сферы.

Благодаря комплексной поддержке авиа- и судостроения, в том числе из ФНБ, мы хотим добиться в этих отраслях беспрецедентной для мировой практики независимости. В частности, в ближайшие два года заместим импортные комплектующие и агрегаты в линейке среднемагистральных самолётов Ту-214, Superjet и МС-21. Также активно ведётся работа по региональным самолётам – это «Ладога» и «Байкал», а также по вертолётной технике. Это обеспечит бо́льшую мобильность наших граждан в труднодоступных регионах страны.

Тесно связанная с авиастроением отрасль, которую будем выводить на новый уровень, – это беспилотные авиационные системы. У нас уже более 40 испытанных моделей с разными полезными нагрузками и сферами применения. Будем масштабировать сегмент гражданских беспилотников за счёт совершенствования систем контроля воздушного пространства, параллельно снижая ограничения на полёты, поддерживая спрос и добиваясь локализации компонентов и двигателей.

Я хотел бы отметить, что Россия – одна из пяти стран в мире, которые могут делать газотурбинные силовые установки в комплексе. Мы наращиваем выпуск таких двигателей как для боевой авиации, так и для гражданской авиации, включая транспортную.

При этом компетенции, полученные по авиационным двигателям, также позволили нам реализовать проект создания наземных установок большой мощности. В начале следующего года знаковым событием станет запуск в Краснодарском крае первой серийной газотурбинной установки ГТД-110М, это 110 мегаватт.

В этом же ключе нам предстоит быстро освоить широкую линейку дизельных и газопоршневых двигателей. Для их разработки и производства уже одобрены займы Фонда развития промышленности на 30 миллиардов рублей. Основные финишеры – это «Трансмашхолдинг» и Группа «Синара» – к 2027 году должны выйти на ежегодный выпуск порядка 800 среднеоборотных и 400 высокооборотных дизельных и газопоршневых двигателей.

Они востребованы предприятиями атомной и малой энергетики, будут устанавливаться также на маневровых и магистральных тепловозах, а также на морских судах.

В развитии судостроения наши верфи также сделали большой шаг вперёд. Воссозданы крупные проекты круизных лайнеров, судов на подводных крыльях, которые мы не строили более 30 лет. С нуля освоено производство катамаранов и электрических речных автобусов, выходящих на туристические и прогулочные маршруты. За счёт выделения средств ФНБ на льготный лизинг мы рассчитываем построить до 2027 года более 260 гражданских судов разного назначения. С учётом этого развёрнута работа по импортозамещению судового оборудования.

Благодаря Вашему, Владимир Владимирович, решению о софинансировании данного направления, отрасль освоит серийное производство узлов, агрегатов, которые крайне важно выпускать именно в нашей стране. Прежде всего элементов движительно-рулевого комплекса, специализированного палубного и рыбопромыслового оборудования. Это позволит добиться более высокого уровня локализации при строительстве новых судов.

Аналогичную задачу выполняем для топливно-энергетического комплекса по сегменту сжиженного природного газа. Наши машиностроители при участии нефтегазовых компаний создали образцы по сегменту сжиженного природного газа, и специально созданный стенд в Санкт-Петербурге позволяет отрабатывать всё это оборудование.

Уже разработана наиболее сложная для этой ниши технология крупнотоннажного сжижения. Конечно, Владимир Владимирович, Вы знаете, насколько уникален проект по строительству плавучих заводов в Белокаменке, с которого Вы давали сами старт по отправке первой линии СПГ. На этом производстве мы уже локализовали более чем на 75 процентов строительство гравитационных оснований. Сейчас добиваемся такого же уровня по самой сложной – верхней надстройке плавучих заводов.

Помимо транспортного и энергетического комплекса, а также двигателестроения особый акцент делаем на проектах технологического суверенитета в общесистемных отраслях. На электронику по Вашему решению, Владимир Владимирович, Правительством выделены существенные объёмы государственной поддержки. Здесь реализуются масштабные проекты по строительству фабрик на современных топологиях, включая создание подотрасли электронного машиностроения как основного элемента средств производства.

В развитие этого широкого направления мы актуализировали и федеральный проект по станкостроению. При поддержке Михаила Владимировича [Мишустина] запланировали беспрецедентное для отрасли государственное финансирование почти на 130 миллиардов рублей на ближайшую трёхлетку.

В целом в рамках федерального проекта рассчитываем до 2030 года создать и модернизировать более 70 предприятий. Это позволит произвести свыше 170 тысяч станков и обрабатывающих центров и значительно повысить уровень роботизации отечественных производств.

Владимир Владимирович, в своём вступительном слове Вы акцентировали внимание на роботизации. Я хочу сказать, что в федеральном проекте, о котором я сейчас сказал, мы специально предусмотрели отдельные меры поддержки, средства на это направление. В частности, одной из существенных мер поддержки будет компенсация скидки на поставку робототехнической продукции в объёме до 30 с лишним процентов на каждое изделие.

На сегодняшний день у нас в России порядка семи производителей, и объём на этот год планируется [в размере] около 100 единиц продукции, но возможностей у предприятий больше – они могут производить до 400 единиц. Поэтому рассчитываем с этой мерой поддержки, с учётом поддержанного Правительством ещё одного решения – это льгота по налогу на прибыль, которая вступит в силу в начале следующего года, дополнительно Вы давали поручение выпустить директивы для компаний с госучастием, для госкомпаний активно закупать эту продукцию… Уверен, что до 2030 года те показатели, которые [есть] на сегодняшний день (это 10 единиц на 10 тысяч человек), мы должны увеличить как минимум в пять раз. Я уверен, что показатели на самом деле будут выше.

Наконец, ещё один проект технологического суверенитета мы инициировали в химической промышленности. Её продукцию используют более десятка отраслей. При этом по многим веществам у нас пока, к сожалению, достаточно высокий уровень зависимости от импорта. Мы хотим возобновить производство порядка 500 продуктов, начинаем с базовых цепочек для развития мало- и среднетоннажного сегмента, в частности по сырью. Подключаем научные организации к разработке производства веществ, необходимых в минимальных объёмах. За счёт предусмотренных бюджетом средств простимулируем инвестиции в создание около 150 новых производств, которые должны увеличить вклад химической промышленности в ВВП с 7 до 10 триллионов рублей.

Помимо обозначенных проектов мы прорабатываем с коллегами и ряд других важных направлений. В совокупности это должно обеспечить возросший внутренний спрос для разных секторов экономики и укрепление нашего технологического суверенитета.

Владимир Владимирович, доклад закончил. Спасибо за внимание.

В.Путин: Хорошо. Спасибо.

<…>