20.10.2025 Энергетика и промышленность России

Главный вызов для российского машиностроительного комплекса сегодня — это произвести, поставить и наладить оборудование для электростанций, строительство и модернизация которых запланированы в Генсхеме размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Возможности российских энергомашиностроителей удовлетворить потребности в строительстве генерации обсудили в рамках Российской энергетической недели.

Задачи будут выполнены

Михаил ИВАНОВ, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации:

«Сегодня все простые и даже комплексные решения в области машиностроения отечественными предприятиями уже освоены. Вызовы и цели на горизонте до 2030 года связаны с высокотехнологичными, наукоемкими решениями. Без этой базы невозможно развивать отрасли экономики, которые работают на этом оборудовании. Освоение суверенных технологий требует времени.

Еще в 2014 году мы сформировали программу развития газотурбиностроения России, где были определены сегменты, на которых мы сосредоточились. Это диапазоны мощности от 60-80 МВт, 100-130 МВт, и 180-200 МВт. В 2014 году мы уже смогли поддержать первый из таких проектов — турбину 110 МВт. Минпромторг тогда выделил более 500 млн рублей на создание этого модернизированного двигателя. Его создание заняло большое количество времени. Тем не менее в конце осени прошлого года энергоблок на турбине 110 МВт производства ОДК был успешно запущен.

В 2020 году, уже понимая будущий спрос, мы с коллегами проработали возможность оказания поддержки по расширению мощностей производства этих турбин. Фонд развития промышленности выделил около 2 млрд рублей на проект по увеличению производственных мощностей Сатурновской площадки до двух турбин в год.

Недавно было принято решение о поддержке проекта ОДК дополнительного увеличения пропускной способности по этому классу турбин в рамках нашего нового инструмента — кластерной инвестиционной платформы (это длинные льготные кредиты, связанные с освоением проектов по выпуску высокотехнологичной продукции).

Мы стараемся все-таки собирать балансы, особенно по перспективным потребностям, и под них подстраивать возможности отечественных предприятий. Такой баланс был у нас в этом году утвержден, и мы поддерживаем наши площадки.

Возможность привлечения льготных средств со стороны кластерно-инвестиционной платформы позволит увеличивать мощность производственных площадок по выпуску турбин класса 110 МВт до 4 единиц. Но пока мы видим, что заказ не успевает за теми потенциальными мощностями, которые мы развиваем.

По классу турбин от 60 МВт и выше у нас законтрактовано 19 машин. Из них 14 — на 170 МВт, три — на 110 МВт и два контракта на турбины 65 МВт.

Проект появился в 2019 году, когда было принято решение о выделении целевой субсидии «Силовым машинам», поддержка государства составила почти 7 млрд рублей. Первые два образца турбины класса 170 МВт уже произведены, работы по ГТЭ-65 находятся на финальной стадии. Это те диапазоны мощностей, которые еще в 2014 году были определены как перспективные.

Актуальная тема — создание турбины на 300 МВт. Мы в свое время вели переговоры по локализации производства одной из европейских компаний. Сейчас надеемся, что удастся этот проект пересобрать или самостоятельно, или с привлечением технологических компетенций одной из дружественных стран. В любом случае, это будет суверенное производство.

Инструментарий поддержки Минпромторга фокусируется на полноценном освоении компетенций с возможностью независимого развития технологий. За последние 10 лет на поддержку отечественного энергетического машиностроения было выделено в совокупности 28 млрд рублей.

Большой объем поддержки был оказан по линии Фонда развития промышленности — около 18 млрд рублей. Это не только газовые турбины, это и проекты, связанные с выпуском паровых котлов, электродвигателей, паровых турбин, критических важных компонентов для этого оборудования.И на сегодня мощности по производству паровых турбин составляют порядка 4,5 ГВт в год, промышленных котлов — 9 ГВт в год, генераторов — 10 ГВт в год. Буквально через 2−3 года возможности площадок увеличатся. Эти данные ложатся в основу балансов, которые мы с коллегами вместе составляем.

Важный инструмент для вывода новой продукции — наши субсидии на компенсацию затрат на НИОКРы. За последние 10 лет на поддержку отечественных технологий энергомашиностроения было выделено около 3,5 млрд рублей.

При том, что за десятилетие спрос в России увеличился в три раза, объемы производства энергетического машиностроения выросли в четыре раза и в 2024 году составили 394 млрд рублей. А за первое полугодие 2025 года объем внутреннего производства прибавил еще 27% и составил чуть больше 191 млрд руб.

Доля отечественного оборудования в последнее время составляет около 80%, за 2024 год — 82%. Важный инструмент поддержки таких технологий — это специнвестконтракты, которые позволяют зафиксировать условия реализации проектов, связанных с освоением критических технологий.

С учетом показателей Генсхемы до 2042 года мы видим «узкие места», связанные с пропускной способностью по некоторым частям и элементам газовых и паровых турбин. Сейчас на рассмотрении находятся три специальных инвестиционных контракта по освоению производства цилиндров, диафрагм, чугунных отливок и различных корпусных деталей паровых и газовых турбин. Этот инструмент позволяет и в других секторах машиностроения развивать технологии в интересах энергетики.

С этого года у нас реализуется национальный проект «Новые атомные энергетические технологии». В том числе он касается энергетического машиностроения. Будем осваивать несколько типов газовых турбин, планируем развивать и текущую линейку. Также занимаемся сервисом, есть несколько проектов по освоению горячих частей иностранных турбин. Очень надеюсь, что все задачи, которые стоят сегодня перед энергетикой, будут выполнены. В том числе за счет качественной работы наших машиностроителей».

Будем возвращать доверие

Алексей ПОДКОЛЗИН, генеральный директор, АО «Силовые машины»:

«Мы уже вложили порядка 30 млрд рублей в развитие мощностей, включая научно-исследовательские работы. И планируем вложить еще порядка 75 млрд рублей, чтобы в полтора раза увеличить производство турбин и генераторов в следующие годы.

По газовым машинам наш объем 0,9 ГВт в год, задача к 2029 году выйти на производство 1,7 ГВт и обеспечить выпуск 10 ГТУ в год. По паровым машинам для тепловой энергетики планируем нарастить мощности с 1,7 ГВт до 2,8 ГВт, паровых турбин для АЭС — в два раза.

Наращиваем объемы и в целом идем по графику, о котором договорились с генераторами, с ФОИВами, хотя это непросто. В целом, чтобы наращивать производство, нужно четко понимать, каким будет спрос. Необходима выдержанная сбалансированная государственная политика по проведению отборов в соответствии с Генсхемой, направленная на повышение технологической эффективности и энергобезопасности российской экономики.

Рассматриваем возможности инвестиций в создание российской турбины ГТ-300. Инвестиционные решения по данному проекту планируется принять до конца года. Параметры новой турбины пока только обсуждаются, плюс нам важно оценить объемы спроса на данную машину — эта работа сейчас ведется.

Доверие наших клиентов мы будем возвращать поставками качественных машин, которые будут работать на благо российской энергетики».

Необходимо долгосрочное планирование

Александр ТАНИЧЕВ, генеральный директор ООО «Интер РАО — Машиностроение»:

«Считаем необходимым формировать долгосрочный заказ, потому что крупным машиностроительным предприятиям очень сложно работать с неравномерным объемом производства, который может снижаться с 15 машин до четырех, а потом снова подниматься до 15.

Это убивает экономику в первую очередь. А наши уважаемые производители энергии ожидают оборудования по разумной цене. Но без долгосрочного прогнозирования это невозможно.

Также долгосрочное планирование необходимо и для заготовок. А это вопрос уже к металлургам. Если у металлургов, опять же, не будет плана по производству, мы получим проблемы».

Нужен отраслевой заказ

Евгений ГРАБЧАК, заместитель министра энергетики Российской Федерации:

«Своевременное строительство, реконструкция, модернизация и ремонт генерирующих объектов и оборудования имеют первостепенное значение для перспективного покрытия потребностей экономики страны в энергоресурсах. Сейчас перед нами стоит задача вводить порядка 5 ГВт в год новой и модернизированной мощности. Это тот вызов, который перед нами стоит.

В этой связи мы, конечно, должны создать условия для обеспечения электроэнергетической отрасли необходимым генерирующим оборудованием.

Если мы говорим о тепловых электростанциях, наиболее эффективном цикле ПГУ, конечно, надо осваивать технологии газотурбиностроения. Надо наращивать объемы производства и давать нашим машиностроителям понятный среднесрочный и долгосрочный отраслевой заказ.

С коллегами из Минпромторга мы в прошлом году уже сформировали достаточно детальный заказ по газовым и паровым турбинам до 2030 года и индикативный — до 2042 года.

Понятно, никто никому не доверяет после череды срывов сроков поставки оборудования и ввода генерирующего оборудования. Поэтому отраслевой заказ нужно превращать в зафиксированные обязательства, от которых нельзя безболезненно отклониться.

Поэтому в рамках текущих предложений по изменению законодательства мы закрепляем понятие «отраслевая потребность» и «отраслевой заказ» и предлагаем систему мониторинга формирования, исполнения, контроля за сроками и за ценообразованием по среднесрочному и долгосрочному отраслевому заказу.

Это позволит машиностроителям иметь пространство для маневра, инвестиций, разработки новых технологий в газотурбиностроении. Нашим генерирующим компаниям это даст понимание цены и сроков поставок оборудования. А мы как регулятор позаботимся о нормативно-правовой базе».

Стимул для модернизации

Василий НИКОНОВ, генеральный директор ПАО «Юнипро»:

«В рамках стратегии управления производственными активами Юнипро мы разделили модернизацию на два типа: легкая и тяжелая.

Легкая модернизация включает комплексную или частичную замену генерирующего оборудования на аналогичное. Это позволяет восстановить ресурс использования этого оборудования не меняя технологии. Например, модернизация блоков 800 МВт. Ключевое преимущество такой модернизации — ее невысокая стоимость.

Глубокая модернизация — строительство новых парогазовых установок с комплексным выводом из эксплуатации неэффективных паросиловых блоков. В этом случае мы существенно меняем технологию, повышаем показатели работы энергоблоков. Но это дорого.

Чтобы проводить модернизацию, необходим инструмент. На сегодня это Постановление Правительства №1505, которое вышло 30 сентября этого года. Оно в том числе определяет ценовые параметры нового КОММода.

Ценовые параметры по модернизации паровых турбин, работающих на газе, увеличены в 2 раза, комплексная замена котлоагрегатов и генераторов, работающих на газе — в 2,5 раза, на угле — в 3,7 раза.

То есть Постановление поддерживает модернизацию оборудования на себе подобное. При этом цена легкой модернизации серьезно увеличивается. Блоки, которые стоили 16 тысяч рублей, можно заявлять по 33 тысячи рублей за кВт•час. То есть цена в два раза выше, чем ожидаемые нами фактические затраты.

При этом для глубокой модернизации предельная стоимость ГТУ-170 МВт, которая указана в постановлении правительства, составляет 180 тысяч рублей за кВт. В проектах, которые сегодня уже реализуются на этих газовых турбинах, цена совсем другая. А ведь технологически это одни и те же проекты: строительство новых блоков ПГУ и вывод из эксплуатации старых. Но в Постановлении цена на такую глубокую модернизацию в полтора-два раза ниже, чем на аналогичные проекты. Проекты, которые реализуются на машинах ГТУ-170 производства «Силовых машин», стоят от 250 до 400 тысяч рублей за кВт. Могу предположить, что на конкурс в этом году не заявится ни одна машина на 170 МВт.

При таких параметрах якорного заказа не получится».

Унифицированное решение

Александр ФРОЛОВ, заместитель генерального директора по инжинирингу и строительству ПАО «Т Плюс»:

«Мы хотим хорошее высокотехнологичное оборудование, которое будет работать в режиме когенерации и обеспечивать теплом наших клиентов.

Начиная с 2014 года мы начали строить парогазовые блоки, но с газовыми турбинами импортного производства. К 2040 году весь этот парк газовых турбин исчезнет, даже с учетом импортозамещения и изготовления основных компонентов в Российской Федерации. И выбывающую мощность нужно чем-то замещать.

Совместно с «Силовыми машинами» мы пошли в когенерацию и планируем сделать типовые блоки. Парогазовая когенерация на 20−30% энергоэффективнее паросиловых блоков.

Оценили потребность в ГТ-65 в объеме 150 штук, чтобы к 2040 году закрыть выбывающие станции. Сейчас на стадии проектирования находится типовой проект ПГУ-100, 105 МВт, в составе которой высокотехнологичная ГТ-65.

Данный блок будет унифицирован, и это поможет обеспечить массовое строительство данных парогазовых блоков для всей территории нашего государства».

Надеемся на производителей

Сергей КОНДРАТЬЕВ, член правления, первый заместитель генерального директора — главный инженер ПАО «РусГидро»:

«Производство оборудования для гидроэнергетики полностью локализовано. К сожалению, пока мы фактически больших гидроэнергетических станций не строим и не развиваем. Гидропотенциал в стране реализован всего на 20%.

На Востоке сегодня строим шесть объектов. Есть вопросы, связанные с оборудованием, которое мы устанавливаем. Очень надеемся на «Силовые машины». Что на наши две станции, Артемовскую и Хабаровскую, будут поставлены новые турбины на 170 кВт и мы сможем обеспечить надежное энергоснабжение наших потребителей.

Очень ждем ГТЭ-65 в наших изолированных энергоузлах. Мы готовы ее приобретать, когда она появится.

Штрафы нужно пересмотреть

Дмитрий ВОЛОГЖАНИН, директор Ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики»:

«Основа развития электроэнергетики заложена в Генсхеме до 2042 года в параметрах: 88 ГВт новых мощностей, 65 ГВт модернизируемых, объем инвестиций от 40 трлн рублей. Это порядка 300 паровых турбин, больше 200 газовых турбин, около 5 ГВт ежегодных новых вводов.

Для сравнения — при реализации программы ДПМ объем вводов составлял 4,7 ГВт, которые были обеспечены в основном за счет иностранного оборудования. Сегодня эти вызовы ложатся на наших отечественных машиностроителей.

Напомню, что программа КОММод (конкурентный отбор проектов модернизации), которая была запущена с 2019 года и, возможно, будет продлена до 2042 года, показала свою эффективность.

К сожалению, энергомашиностроители не смогли полностью обеспечить своевременную поставку. Были большие задержки, срывы и поставок оборудования, и поставок мощности на оптовый рынок.

Сейчас ситуация выровнялась. С начала года по сегодняшний день общее количество задержек существенных проектов сократилось на 16%. А по суммарной электрической мощности на 22% — с 12,2 ГВт до 9,5 ГВт.

Это вселяет надежду, что период сложности будет пройден и оборудование будет поставлено вовремя. Но с учетом уже существующих задержек, которые составляют на сегодня от 180 до 1000 суток. Из-за этих задержек порядка 18 объектов КОММОД мощностью 6,5 ГВт были перенесены на более поздний срок.

Проблема, которую мы до сих пор не миновали, — это огромные штрафы, несбалансированные финансовые потери производителей электроэнергии и лимит ответственности заводов-изготовителей. К примеру, проект поставки турбины К-800. Цена турбины — 2,7 млрд рублей. Просрочка поставки на два года приводит к штрафным санкциям в отношении энергомашиностроительного предприятия в размере 1,1 млрд рублей, то есть 40% лимита ответственности.

А штраф и обязательства на оптовом рынке для компании, которая не получила вовремя эту турбину и не выдала вовремя мощность, составляет 11,6 млрд рублей. Это кратная разница в штрафах.

Мы выступаем за то, чтобы этот разрыв был сокращен. Надо либо увеличивать штрафы для энергомашиностроителей, либо снижать штрафы для генераторов.

Мы с большим интересом следим за новинками, которые предлагает отечественное энергомашиностроение. Например, турбина ГТ-300 которую представили «Силовые машины», потенциально позволяет закрыть в будущем вопрос дефицита и выбытия иностранных газовых турбин в диапазоне 250−400 МВт. Хотелось бы, чтобы другие участники энергомашиностроительного рынка также предлагали инновационные решения.

Сегодня у нас около 30 ГВт иностранных ПГУ, которые были поставлены в рамках первого ДПМ. И сегодня очень важно обеспечить сервис и ремонт этих машин. Очень многое проделано Минпромторгом, сервисными компаниями, но этот вопрос продолжает тревожить».