06.05.2011 Газета УТЗ «Знамя» № 3 (5696)
— Новая турбина разрабатывается под инвестиционную программу ЗАО «Комплексные энергетические системы» для работы в составе ПГУ-230 Владимирской ТЭЦ-2, Ижевской ТЭЦ-1, Новобогословской ТЭЦ, двух энегоблоков Нижнетуринской ТЭЦ, Академической ТЭЦ и Кировской ТЭЦ-3.
Турбина Т-75/85-9,3 представляет собой паровую теплофикационную одноцилиндровую турбину типа «Т» для работы в составе ПГУ-230 с газовой турбиной ГТЭ-160-4(7) производства ОАО «ЛМЗ» или V94.3(4). Данная турбина имеет двухкорпусную конструкцию с петлевой схемой движения пара в цилиндре. Внутренний корпус цилиндра турбины литой конструкции. Наружный – сварной.
Пар к турбине подводится от отдельно расположенного блока клапанов (БК), состоящего из стопорного клапана с автозатвором и двух регулирующих клапанов со своими сервомоторами. БК будет унифицирован с БК турбины Т-113/145-9,3. Проточная часть турбины состоит из 21 ступени. Во внутреннем корпусе размещены 12 ступеней давления с диаметром корня рабочих лопаток 905 мм. Диски ступеней 1-17 откованы заодно с ротором. Диски ступеней 18-21 насадные. Регулирование давления в камере отбора на ПСГ-2 при двухступенчатом подогреве сетевой воды и давление в отборе пара на ПСГ-1 при одноступенчатом подогреве сетевой воды осуществляется регулирующей диафрагмой предпоследней ступени.
Подвод пара НД осуществляется к стопорно-регулирующему клапану (СРК) НД, а затем в межкорпусное пространство. СРК частично унифицирован с аналогичным клапаном турбины Т-53 Минской ТЭЦ-3. Выхлопная часть турбины унифицирована с выхлопной частью турбины ПТ-90-2. С турбиной комплектуется конденсатор К-6000 поверхностью теплообмена 6000 м2 и расходом охлаждающей воды 13500 м3/ч и двумя ПСГ-1300 (с давлением сетевой воды 8 ати (9 ата) или ПСГ-1250 (с давлением сетевой воды 11,4 ати (12,4 ата) с расходом сетевой воды до 3000 м3/ч.
Турбина может быть сопряжена с генератором мощностью 80…90 МВт.
Алексей Юрьевич, расскажите, кто работал над данным проектом?
— Над проектом работало все СКБт, однако необходимо отметить, что большой вклад в разработку конструкции собственно турбины внесли: начальник отдела паровых турбин Сахнин Юрий Абрамович, начальник бюро роторов и проточных частей Совдагаров Вилен Георгиевич, ведущие инженеры: Анкудинова Ольга Анатольевна, Брежнева Галина Алексеевна, Блаженко Нина Константиновна, инженеры- конструкторы: Иванов Александр Николаевич, Щербакова Светлана Юрьевна.
Сопровождение разработки под руководством начальника отдела расчетов Билана Виталия Николаевича проводили ведущие инженеры: Плюснина Татьяна Николаевна, Гайткулова Ирина Евгеньевна, Лобова Ирина Ивановна, Лузина Вера Ивановна, инженеры- конструкторы: Ходякова Лилия Иосифовна, Поляева Елена Николаевна, Степанов Михаил Юрьевич.
Разработкой новых узлов регулирования занимался отдел регулирования и автоматики под руководством Плахтия Валерия Николаевича. Разработкой и контролем выполнения проекта занимался отдел экономики и нормативной документации под руководством Охановой Елены Сергеевны.
В самоотверженном труде над разработкой нескольких компоновочных вариантов и схем был задействован весь состав отдела установок под руководством начальника отдела Гольдберга Александра Айзиковича, заместителя начальника отдела Панэке Агилера Хуана Карлоса и начальников бюро Шибаева Тараса Леонидовича, Калашева Виктора Геннадьевича, Чачило Эльвиры Петровны. Хочется выразить большую благодарность всем сотрудникам СКБт, кто так или иначе был задействован. Ещё раз повторюсь, что была проведена большая и очень серьезная работа, результат которой вылился в проект новой турбины.
Как долго длилась эта работа?
Согласование параметров и характеристик длилось в течение двух лет. Подписание Базовых технических требований осуществлено в декабре 2010 года. Начальный этап эскизнотехнического проекта длился с середины сентября до конца 2010 года. Основной этап длился буквально с 1-го января этого года и до 15 апреля. А 19 апреля на НТС была осуществлена непосредственно презентация новой турбины. Этап эскизно-технического проекта завершен. Сейчас переходим на рабочий проект конструкторской подготовки.
Когда планируется изготовление новой турбины?
Первая отгрузка запланирована на конец сентября 2012 года для Ижевской ТЭЦ-1.
Алексей Юрьевич, мы поздравляем Вас и весь коллектив СКБт с завершением такой серьезной работы. СКБт по праву называют лучшими умами Уральского турбинного завода.

