28.02.2012 Газета Красный Котельщик № 7(7707)

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» – эту известную фразу приписывают Конфуцию или трактуют как древнекитайскую мудрость. Понять суть высказывания не сложно. Как правило, перемены сопровождаются нестабильностью, они часто ломают привычный уклад жизни и большинство людей просто пугают, но давайте взглянем на перемены с другой стороны и вспомним изречение не менее известного мудреца – Платона, который говорил: «Кто не меняется – тот не развивается». В случае с «Красным котельщиком» и теми изменениями, которые происходят на заводе, мысль Платона кажется более верной. А подробно рассказать о том, что ждет предприятие, мы попросили Генерального директора ОАО «ЭМАльянс» и завода «Красный котельщик» Сергея Торопова. В ходе интервью руководитель ответил и на ряд личных вопросов…

– Сергей Сергеевич, в связи с назначением нового директора «Красного котельщика» сотрудников интересует вопрос: «А что будет дальше?» Какие перемены грядут на предприятии? Какие задачи Вы считаете для себя первоочередными?

– Перемены будут, но главное – их не надо бояться. Дальше станет точно лучше. Приобретение «Силовыми машинами» компании «ЭМАльянс» и, соответственно, «Красного котельщика» даст толчок к движению в энергомашиностроительной отрасли страны, и это движение будет только вперед. Наши первоочередные задачи – посмотреть и оценить потенциал «Красного котельщика», запустить те процессы, которые уже развиты в «Силовых машинах» и пойдут на пользу заводу. Это работа по заказам, работа над издержками, повышение эффективности производства. То есть те области, которые помогут в развитии не только предприятия, но и города в целом. В ближайшее время мы планируем не предпринимать кардинальных шагов, не будем ломать выстроенную систему, а постараемся ее улучшить. Займемся подготовкой новой инвестиционной программы, нового бизнес-плана. При их разработке обязательно учтем мнение сотрудников. Недавно у меня прошли встречи с коллективом. Не ожидал, что получится такой интересный диалог. Вопросов у людей очень много. И это радует. Хорошо, что они переживают за свое предприятие, ведь самое страшное – это равнодушие. Пообщавшись с заводчанами, я понял, что равнодушных людей здесь нет!

– Ждут ли «Красный котельщик» серьезные инвестиции? И на что они пойдут?

– Пока мы будем работать в рамках инвестпрограммы, которая уже сформирована. Новые суммы ориентировочные. В течение полугода мы их оценим и посмотрим, что делать дальше. Но однозначный ответ относительно будущего завода могу дать сейчас – предприятие будет развиваться, для этого есть все предпосылки. Продолжится и процесс модернизации.

– А изменится ли структура производства?

– Структуру менять будем. Постараемся взять на вооружение те хорошие практики, которые существуют в «Силовых машинах» и в «Северстали» – компании, где я раньше работал. На сегодняшний момент я уже вижу некоторые элементы, которые просто необходимо изменить. И в ближайшее время мы их озвучим и проведем. Уверен, что коллектив от этого только выиграет. Во-первых, мы должны избавиться от непрофильных направлений, сосредоточиться на выпуске продукции, минимизации издержек и повышении производительности. Но опять-таки, изменения не будут кардинальными, и «костяк» завода – рабочие – скорее всего, их не почувствует. В основном они затронут систему управления.

– Что, на Ваш взгляд, отличает «Красный котельщик» от других промышленных предприятий? Есть ли у него свой стержень?

– «Красный котельщик» отличается своими традициями. Об этом говорит и его 115-летняя история. А кто делает традиции? Конечно же, люди. Коллектив – стабильный, высокопрофессиональный. А это и есть главная ценность предприятия, стержень, помогающий ему столько лет быть одним из лидеров энергомашиностроения.

– Одна из главных традиций завода – серьезная социальная политика. Изменится ли она в связи со сменой руководства?

– Все, что заложено в бюджете относительно социальной поддержки заводчан, точно останется. Это и помощь ветеранам, и единовременные выплаты, и путевки в оздоровительные центры, и беспроцентное ипотечное кредитование, и многое другое. Возможно, появится что-то новое, но все зависит от нашей работы, от результатов. Так что посмотрим, какими они будут.

– Предложение возглавить «Красный котельщик» стало для Вас неожиданным?

– Честно говоря, да! И я размышлял, соглашаться или нет. Объясню почему. В «Северстали» у меня была довольно значимая позиция, работа в хорошей команде, в которой я отработал 17 лет. В принципе, меня там все устраивало. Но по складу характера я человек, который всегда стремится вперед. Поэтому желание попробовать себя в другой роли, применить накопленный багаж знаний перевесили удовлетворенность и социальную стабильность, которые уже удалось достигнуть. Хотя до этого так кардинально свою жизнь я не менял ни разу. Помогло и то, что мое решение поддержала семья.

– А в Таганроге Вы бывали раньше? Какое впечатление произвел на Вас город?

– Я отдыхал в Таганроге с родственниками, когда мне было 11 лет. Воспоминания очень смутные, но хорошие, связанные с морем, солнцем, зеленью. Таганрог очень напоминает Череповец, где я родился и жил до недавнего времени. Сейчас посмотрел на город другими глазами. Жду весну, когда Таганрог расцветет и, как мне рассказывали, станет сказочно красивым. Пока успел проехаться по улицам, походил по центру, побывал на рынке. Много хороших отзывов слышал о театре, который носит имя А.П. Чехова. Искусство мне всегда было близко, и в театр, и в музеи обязательно постараюсь сходить.

– Сергей Сергеевич, а работу на производстве Вы можете назвать искусством?

– Да. Нельзя ведь заниматься только тоннами, рублями, процентами. Не стоит забывать, что мы работаем, прежде всего, с людьми, а они бывают очень разными. К каждому нужен свой подход, и искусство, наверное, и заключается в том, чтобы его найти.

– Трудно ли быть руководителем?

– Конечно. Ведь, по сути, руководитель – человек, немного обиженный. Им все недовольны – подчиненные, акционеры, власть. Он зажат в определенные рамки. Как из них выйти, как найти общий язык с коллективом? Мне, например, помогает неформальное общение, я всегда его приветствую. В «Северстали» мы организовывали общие поездки, участвовали в спортивных соревнованиях, то есть делали все, чтобы люди могли расслабиться, увидеть своих коллег совершенно с другой стороны. И в итоге это весьма положительно отражалось на работе, это, действительно, сплачивало коллектив. Рад, что подобные мероприятия проводятся и на «Красном котельщике». Обязательно буду в них участвовать.

– А какой Вы руководитель? И какие качества приветствуете в подчиненных?

– Руководитель я, скорее, строгий и очень требовательный. Работа есть работа, здесь не до шуток. Хотя юмор я принимаю, но только если он – к месту. Вообще, к делу отношусь серьезно, на таком опасном производстве, которым мы занимаемся, по-другому нельзя. Я не люблю, когда меня обманывают, не прощал этого никогда и не собираюсь делать в дальнейшем. С уважением отношусь к прямолинейным и честным людям, которые могут высказать конструктивные предложения, не опасаясь за возможные последствия. Очень ценю тех, кто предлагает новые идеи, стремится к инновациям, старается что-то изменить, и при этом не просто говорит, а совершает конкретные поступки, которые приводят к конкретному результату. Есть такое высказывание: «Существует два типа людей. Первый – это тот, кто всегда хочет что-то сделать, но ничего не делает, а второй – тот, кто берет и делает». Я отношусь ко второму типу, и в свою команду буду подбирать именно таких людей.

– Что Вы вкладываете в такое понятие, как «формула успеха»?

– Для меня это упорство, стремление к совершенству, трудолюбие и результат.

– Могли бы Вы себя охарактеризовать всего тремя словами?

– Человек своего дела.

– А чем Вы гордитесь больше всего?

– В первую очередь я горжусь своими родителями. Они у меня потомственные металлурги. Вообще, наша семейная династия насчитывает более 170 лет. Именно родители заложили тот стержень, который мне помогает в жизни. Также я горжусь своей профессией, тем, чего достиг.

– Со спортом у Вас какие отношения?

– Самые хорошие. Спорт – это великое дело! Я многогранно спортивный человек – занимаюсь плаванием, играю в футбол, волейбол, баскетбол, дартс, настольный теннис, хоккей, катаюсь на лыжах. Имею несколько спортивных разрядов. Горжусь и тем, что в «Северстали» был лучшим спортсменом среди руководителей. Развитие спорта на «Красном котельщике» тоже буду поддерживать. Ведь спортсмены – самые дисциплинированные люди, а такие на производстве очень нужны.

– Как Вы предпочитаете проводить свободное время?

– К сожалению, у меня его было очень мало на предыдущей работе, а сейчас, наверное, будет еще меньше. Я люблю путешествовать, узнавать новые города и новые страны, знакомиться с новой культурой. И, несмотря на это, я большой домосед. Здесь опять-таки издержки работы. Времени на общение с близкими катастрофически не хватает, поэтому любую свободную минуту стараюсь проводить в кругу семьи. Что еще? Как и многие мужчины, неравнодушен к автомобилям. Люблю быстро ездить, но правила дорожного движения четко соблюдаю.

– Получается, Вы трудоголик? На Ваш взгляд, это болезнь?

– К сожалению, да, и избавиться от нее очень трудно. Вот раньше я таким не был. Когда это появилось – во время учебы в институте или когда устроился на Череповецкий металлургический комбинат? Даже не знаю. Но трудоголик я закоренелый. Плохо ли это? Наверное, семья считает, что не очень хорошо. Но работа именно в выходные дни очень помогает. Это время более спокойное, когда можно заняться чем-то другим, почитать специальную литературу, прессу, распланировать дальнейшие шаги, наконец, просто подумать. Ведь у любого руководителя очень напряженный график, а заниматься всем, о чем я сейчас рассказал, тоже необходимо.

– Какую музыку Вы любите слушать?

– В ультрасовременных направлениях, честно говоря, не очень хорошо разбираюсь. Больше приветствую традиционную поп-эстраду. Вот недавно в Череповце побывал на концерте Стаса Михайлова. Понравилось. И не только его песни, но и то, какой он человек – позитивный, открытый. Понравилось то, как он общается с публикой. Иногда слушаю классику, по настроению – джаз. Когда учился в Санкт-Петербурге, ходил на концерты рок-групп – «Алисы», «Кино», «ДДТ». В общем, интересы в музыке – самые разные.

– А на музыкальных инструментах Вы, случайно, не играете?

– В детстве играл на баяне. Сейчас, когда слышу баяниста, чувство ностальгии, конечно, возникает. Всегда мечтал научиться играть на гитаре. Может быть, когда-нибудь и научусь. Но это – желание на перспективу.

– Какое место Вы считаете лучшим на земле?

– Родной город – Череповец. Из других городов, наверное, Ярославль. Бывал там несколько раз. Поразило трепетное отношение к истории, сохранению исконно русских традиций. Из стран, пожалуй, Арабские Эмираты. Здесь, наоборот, понравилось то, как государство развивается. За относительно небольшой отрезок времени им удалось сделать огромный шаг вперед.

– Как Вы понимаете выражение «Все мы ходим под Богом» и, вообще, как Вы относитесь к религии?

– Сложно сказать. Я человек верующий, в церковь хожу, но свято все традиции не соблюдаю. Мне кажется, что истинная вера должна быть в душе, а не на поверхности. «Все мы ходим под Богом»… Я считаю, что все, что мы делаем, имеет способность возвращаться. Как плохое, так и хорошее. И поступать по отношению к другим людям надо так, как ты хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе.

– А Вы счастливый человек?

– Да, я счастливый человек! Но у каждого из нас свое понимание счастья. Например, раньше была колбаса по талонам, мы ее покупали и были вполне счастливы. Я счастлив, потому что у меня есть любимая работа, и я получаю удовлетворение от нее, есть семья, которая меня понимает, есть близкие друзья, которые всегда поддержат. Буду ли счастлив в будущем, не знаю. Думаю да, я из тех людей, которые стараются довольствоваться тем, что уже имеют.

– Есть ли у Вас жизненный девиз?

– Никогда не сдаваться! По этому поводу даже мои друзья любят шутить. Говорят: «А соперники еще не знают, что Сергей Сергеевич никогда не сдается». Я не люблю проигрывать, хотя ситуации разные бывают, и проигрывать все-таки приходится. Но важно, чтобы тебя это не остановило. Ведь, условно говоря, можно проиграть Кубок мира, а потом выиграть Олимпиаду. Так что я стараюсь идти только вперед, а если меняться, то только к лучшему!..