15.08.2012 Газета «Коммерсантъ», №150 (4935)
Российской энергетике нашли место под солнцем // Первая крупная солнечная станция может появиться в Челябинске
В России может быть реализован первый крупный проект по солнечной энергетике. «Фортум» может построить 100 МВт солнечной генерации на одной из своих электростанций в Челябинске для покрытия дефицита мощностей в ремонты. Переговоры идут с Hevel Solar, которая в 2013 году намерена запустить завод по выпуску фотоэлектрических модулей в Новочебоксарске. Стоимость проекта составляет около $300 млн, а доступность заемных средств для него напрямую зависит от скорости принятия мер в поддержку ВИЭ, над которыми работает Минэнерго.
Как рассказал «Ъ» гендиректор Hevel Solar, зампред наблюдательного совета Российской ассоциации солнечной энергетики Евгений Загородний, компания достигла предварительного соглашения с ОАО «Фортум» о строительстве пилотных мощностей по солнечной генерации на одной из своих электростанций в Челябинске. По данным источника, знакомого с ситуацией, речь идет о Челябинской ТЭЦ-3. По его словам, после «наработки эксплуатационных характеристик в своем климатическом сегменте» компания «Фортум» готова обсуждать возможность строительства солнечной генерации промышленного назначения мощностью от 100 МВт. Солнечная энергетика, поясняет господин Загородний, актуальна для тепловой генерации в период плановых замен оборудования или вывода его в ремонт. «А с точки зрения инсоляции Челябинск — территория, позволяющая эффективно использовать солнечную энергию»,— говорит он.
Финский концерн Fortum в рамках реформы РАО «ЕЭС России» в 2009 году приобрел ТГК-10, переименованную впоследствии в «Фортум». Компании принадлежат три электростанции в Тюменской области и пять — в Челябинской области общей установленной мощностью по электроэнергии 3,4 ГВт, по теплу — 12,2 тыс. Гкал/ч. Проектная компания Hevel Solar, СП группы «Ренова» и «Роснано», строит завод в Новочебоксарске по выпуску фотоэлектрических модулей стоимостью 20,5 млрд руб., в 2013 году планируется вывод на проектную мощность (130 МВт).
В «Фортуме», впрочем, пояснили, что конкретных решений по внедрению технологий Hevel пока нет, хотя «предложения изучаются». Обязательная инвестпрограмма «Фортума» в рамках договоров на поставку мощности (ДПМ; гарантируют окупаемость инвестиций в течение десяти лет) предусматривает строительство 2,4 ГВт тепловых мощностей в 2011-2014 годах; осталось 1,75 ГВт. Но «Фортум» декларирует свою приверженность «зеленой энергетике». «Мы считаем, что энергосистема будет постепенно переходить от традиционного производства энергии и ее источников к солнечной экономике, при которой большая часть энергии будет получаться напрямую или опосредованно от солнца»,— говорят в «Фортуме». В 2011 году около 65% общего объема электроэнергии Fortum было произведено без выбросов углекислого газа.
Одна из главных проблем солнечной энергетики — высокая себестоимость 1 кВт установленной мощности по сравнению с тепловой генерацией. «Вся генерация в мире стремится к увеличению единичной мощности энергоустановки, ведь капзатраты делятся на 1 кВт мощности и себестоимость снижается,— говорит Евгений Загородний.— Так, немцы разработали прототип новой парогазовой установки единичной мощностью блока 1200 МВт, по этим блокам закладывалась цена $1,2-1,4 тыс. за 1 кВт. В угольной генерации за счет привходящих комплексных мер экологической защиты $2 тыс. за 1 кВт никого не пугают. Солнечные установки становятся конкурентоспособны по цене свыше €2 тыс. за 1 кВт. До недавнего взрывного снижения, за счет прежде всего кризиса перепроизводства в Китае, цена была $3 тыс. за 1 кВт. Сейчас планка стремится к $2,25-2,75 тыс., называют и более низкие цифры».
Таким образом, стоимость 100 МВт солнечной генерации приближается к $300 млн, что делает актуальным привлечение заемных средств на финансирование проекта. Но вопрос доступности и себестоимости заемных средств для сектора ВИЭ зависит от скорости работы правительства над мерами поддержки возобновляемой энергетики — прежде всего над давно обсуждающимся механизмом долгосрочных тарифных гарантий, сходным с ДПМ. Предусматриваются и другие меры поддержки, в том числе требование покупать электроэнергию из ВИЭ для компенсации потерь в сетях в приоритетном порядке; нераспространение на объекты ВИЭ мощностью 25-100 МВт обязательного требования о продаже всей электроэнергии на оптовом рынке; предоставление преференций отечественным производителям оборудования для ВИЭ (см. «Ъ» от 9 февраля). Согласно докладу замминистра энергетики Антона Инюцына в администрации президента 6 августа, работу над рядом важных пунктов программы поддержки возобновляемой энергетики, в том числе над определением для ВИЭ параметров, закладываемых в тариф, планируется завершить во втором квартале 2013 года.
Другая проблема солнечной энергетики, говорит господин Загородний,— площади. По его словам, 1 МВт солнечной генерации — это примерно 2,5 га. Можно подсчитать, что 100 МВт — это 250 га, или квадрат со стороной 1,6 км.