15.12.2016 Курсив.kz

В этом году исполняется 20 лет со дня создания АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» (ЕЭК), входящего в Eurasian Resources Group. В начале сентября на должность президента компании был назначен Валерий Гриненко. В интервью «Къ» топ-менеджер ЕЭК рассказал о своем опыте в ERG и деятельности на новом рабочем месте.

– Вас недавно назначили главой ЕЭК, но я так понимаю, что у вас был опыт работы с ENRC и после этого вы несколько лет работали в России.

– Сам я родом из Актюбинской области и в компанию пришел в 1995 году, когда брали в управление активы. По образованию я инженер-металлург. Закончил Днепропетровский металлургический институт и в 1985 году приехал по распределению мастером на Актюбинский завод ферросплавов. Прошел все стадии профессионального роста: мастер, старший мастер, начальник цеха, главный инженер и директор. Главным инженером меня уже принимали в компанию ENRC. После чего работал директором Актюбинского завода ферросплавов.

После того как было принято решение об объединении активов Донского ГОКа, Актюбинского завода ферросплавов, Аксуского завода ферросплавов и марганцевого рудоуправления, была создана корпорация «Казхром». В корпорации я был назначен вице-президентом по производству и работал там до 2004 года. Занимал руководящие посты в крупных российских компаниях: «Северсталь», АО «Карельский окатыш», «Русал», «Федеральная сетевая компания» (РАО «ЕЭС России»), ООО «ТМХ-Сервис».

В 2015 году был приглашен в Евразийскую Группу (ERG) для консолидации ремонтной программы компании, ее оптимизации, загрузки и развития собственных мощностей, в том числе машиностроительных. У нас в группе компаний есть ERG Service, его подразделение – Павлодарский машиностроительный завод – производит краны и сопутствующее оборудование. Когда мы объединили все ремонтные программы, все потребности Группы, он увеличил объем производства в 3,5 раза за год.

ЕЭК – это энергоцентр Евразийской Группы, у нас очень энергоемкие предприятия. Это и «Казхром», или, к примеру, наш Казахстанский электролизный завод (КЭЗ) по производству первичного алюминия. Наличие собственного производства угля и электроэнергии является конкурентным преимуществом Евразийской Группы, в состав которой входит ЕЭК.

<…> Сегодня в ЕЭК идет реконструкция пятого энергоблока. В соответствии с планом работ, вместо морально устаревшей турбины К-300-240 установят турбоагрегат нового поколения К-325-23,5 производства ОАО «Турбоатом», специально разработанный для модернизации энергоблоков мощностью 300 МВт. Новый котлоагрегат поставит Подольский машиностроительный завод, также будет заменено вспомогательное оборудование, в том числе изготовленное ведущими мировыми производителями: Alstom, Emerson, АВВ и другими. Также мы работаем над повышением казахстанского содержания, часть работ выполняют отечественные подрядные организации. <…>

– По электроэнергии – я слышал, что группа AES хочет мощности по ее хранению внедрять. Вы будете какие-то мощности по хранению электроэнергии внедрять?

– Нет, у нас нет таких планов. Мы хотим управлять своими мощностями, и сегодня идет проект по созданию центрального диспетчерского управления Группы. У нас потребление внутри Группы около гигаватта, но сегодня график потребления электроэнергии, к сожалению, разбалансирован с её выработкой.

ЦДУ (центральное диспетчерское управление. – ред. «Къ») есть в Единой Энергетической Системе России, есть в KEGOC. Мы хотим создать свой ЦДУ, диспетчерское управление по выработке электроэнергии и ее потреблению. Другими словами, если у нас останавливается блок на ремонт, металлурги должны тоже остановить свои электропечи на ремонт. Поэтому мы сейчас планируем в рамках компании синхронизировать и ремонтную программу предприятий, и ремонтные программы энергетиков.

– А как вы диспетчеризацию собираетесь проводить, заявки за день, за месяц будут собираться?

– У нас в ЕЭК есть годовое планирование, квартальное планирование, есть фактически суточное, трехсуточное планирование. Суточное планирование касается, в основном, станции, а годовое планирование консолидируется в управляющей компании. Считаем, что за счет управления потребителями сможем дополнительно производить 140 мегаватт.

– То есть вы рассчитываете, что Группа будет больше потреблять электроэнергии в следующем году? По предприятиям ГМК в начале года рост какой-то был, но в прошлом году было очень существенное падение потребления в отрасли.

– Евроазиатская энергетическая корпорация производит 17% всей электроэнергии страны. Большую часть потребляем сами, внутри Группы. За счет более синхронизированной работы мы планируем увеличить объем производства.

– С KEGOC не будет какого-либо конфликта из-за диспетчеризации?

– У нас всегда будет приоритет KEGOC. Но поскольку ЕЭК поставляет электроэнергию компаниям Группы, внутри компании мы будем управлять режимами потребления. Сейчас новая система практически уже работает. Раньше ремонты ферросплавного завода, алюминиевого завода, ССГПО не согласовывались с энергетиками. Сейчас мы согласовываем программу ремонтов сразу на год. То есть мы будем видеть, кто когда делает ремонт, и таким образом производить ремонт энергооборудования в удобное для нас время. В этом году, например, капремонт энергоблока №8 сдвинули на осень, хотя раньше его делали летом.

– Получается, что в Актобе на ферросплавный завод вы тоже поставляете электричество?

– Да.

– Потери там большие возникают? Какие-то претензии у вас есть к KEGOC? В KEGOC, помнится, говорили, что у них 8% потери на линиях.

– На Актюбинском заводе ферросплавов эксплуатируется парогазовая установка «Актурбо» мощностью 136 мегаватт. Новый четвертый цех будет потреблять около 300 мегаватт и плюс завод сам 180 мегаватт, поэтому мы поставляем туда электроэнергию по линиям KEGOC.

– Сейчас говорят, что 4-й цех Актюбинского ферросплавного завода очень производительный и слишком большого потребления электроэнергии не будет, как у старого завода.

– Удельные расходы будут ниже при увеличении объема производства ферросплавов. Если Актюбинский завод ферросплавов производил 200 тысяч тонн, то 4-й цех будет производить более 400 тысяч тонн. В принципе, 4-й цех – это новый завод, при проектировании которого были применены самые современные технологии и технические решения. <…>

– По продажам электроэнергии. Вы также ее продаете каким-то другим металлургическим предприятиям? Может быть АрселорМиттал или предприятиям в Экибастузе, Павлодаре?

– Мы поставляем тем, кто ее покупает. Основные потребители электрической энергии Евроазиатской энергетической корпорации – предприятия Евразийской Группы – АО «ТНК Казхром», АО «ССГПО», АО «Казахстанский электролизный завод» – это около 80%. Остальная электроэнергия реализуется потребителям Казахстана. На Арселор мы не поставляем. Задача – в первую очередь обеспечить себя и продавать на сторону только излишки. Есть стратегия компании по продажам. Не только мы в Группе производим электроэнергию. <…>

– Какие данные вы можете сообщить по производству электричества и угля в прошлом и этом году и эти показатели на будущее, какая у вас сейчас установленная мощность электростанции?

– Рост производства запланирован в следующем году. Планируем увеличить выработку на миллиард киловатт-часов и увеличить объем производства угля на два миллиона тонн. Установленная электрическая мощность станции АО «ЕЭК» – 2 450 МВт. <…>