03.10.2017 Бизнес-Онлайн (Казань)

Главный энергетик Татарстана о конфликте с ТГК-16, «беспрецедентной договоренности» с Миллером и бедах Заинской ГРЭС

<…> КАК МИЛЛЕР СНИЗИТ СТОИМОСТЬ ТОПЛИВА НА ЗАЙГРЭС

– Ваша компания ведет сразу несколько проектов по строительству новых мощностей. Но Заинскую ГРЭС пока модернизация не затрагивает. А между тем, и вы это отметили, на гидроэлектростанции снижается выработка – соседние регионы конкурируют своими мощностями. Насколько катастрофична ситуация с этим энергоактивом?

– Во-первых, регион, в зоне которого находится ЗайГРЭС, сегодня большую часть времени не нуждается в тех объемах электричества, что может генерировать станция, а это 2200 мегаватт. Реальная потребность там – от 500 до 800 мегаватт. Потому что уже проведена модернизация на Нижнекамской ТЭЦ («Татнефть»), в Удмуртии, Башкортостане, имеются планы модернизации у ТГК-16, так что энергетика растет.

Во-вторых, мы тоже не сидим сложа руки. Недавно были проведены переговоры на уровне руководства Татарстана (и здесь отдельная заслуга президента республики Рустама Минниханова) и «Газпрома», в результате которых достигнута беспрецедентная договоренность, итогом которой станет снижение стоимости топлива для Заинской ГРЭС уже с января 2018 года. Я, к сожалению, не смогу раскрыть все тонкости этой договоренности, но отмечу, что более конкурентная цена позволит увеличить объемы продаж, для чего, в свою очередь, понадобятся дополнительные объемы газа.

– Вопрос по модернизации ЗайГРЭС. Вы уже достаточно длительное время ведете переговоры с различными инвесторами: китайскими, итальянскими, российскими компаниями, однако реального инвестора, готового вложиться в проект модернизации ЗайГРЭС, пока нет. В чем причина? Предложение малопривлекательно с точки зрения инвестиций? Или, наоборот, предложения потенциальных инвесторов не соответствуют интересам «Татэнерго» и республики?

– Действительно, мы вели переговоры с разными компаниями. Но те проекты, которые нам предлагались, имели очень длинную окупаемость – вплоть до 15–20 лет.

– Но в энергетике длинные инвестиции – нормальное дело…

– Я с вами не соглашусь. Те проекты, которые мы ведем по ДПМ, – КТЭЦ-1 и КТЭЦ-2 – окупятся за 7–8 лет. Возможно, что еще вчера длинные инвестиции могли быть выгодны, потому что оборудование не менялось поколениями по 25–30 лет. Сегодня же все очень быстро меняется в мире, в том числе и ресурс. Нельзя выходить максимум за 12 лет окупаемости, иначе станция может вообще не окупиться. Потому мы смотрим на энергетические проекты, которые окупаются за 10 лет, не более.

– В таком случае можно вообще никогда не найти инвестора.

– Для этого существуют государственные программы: в начале текущего года министерство энергетики объявило, что готовит новую федеральную программу по модернизации старого оборудования. Мы ждем ее. Как только она появится, наши потенциальные инвесторы смогут принять участие в тендере, желающие заявиться есть.

ЭФФЕКТ НОВОЙ ЭНЕРГИИ ЛИКВИДИРУЕТ ЭНЕРГОДЕФИЦИТ В КАЗАНИ?

– Вернемся к вашим проектам, которые вы уже реализуете. В 2018 году Казанская ТЭЦ-1 должна выйти на рынок обновленными мощностями. На каком этапе находится строительство ПГУ на КТЭЦ-1?

– На сегодняшний день уже освоено более 12 миллиардов рублей из 15,6 миллиарда общей стоимости проекта. Все работы под землей завершены, над землей построили четыре здания. Основное оборудование тоже смонтировано – котлы-утилизаторы, газовые, паровые турбины. Сейчас там идет обвязка. Установлены все трансформаторы. Смонтирован корпус закрытого распределительного устройства (ЗРУ), внутри уже идет монтаж электротехнического оборудования. От ЗРУ кабель заведен Сетевой компанией на подстанцию, то есть сделана схема выдачи электрической энергии.

Кроме того, построены циркуляционная насосная станция, градирня. Сейчас внутри также идет обвязка. Снаружи у нас только остались уличное освещение и благоустройство территории. Все строительно-монтажные работы завершаем в декабре. И с начала года начнутся пусконаладочные работы.

– Успеваете по графику?

– У нас есть запас по времени – объект по программе ДПМ мы должны сдать только в декабре 2018 года, а по факту строительство идет в ускоренном темпе. Символический камень заложили в декабре 2015 года, потом за полгода сделали проект, на строительную площадку вышли в июле 2016-го и уже к концу 2017-го завершаем общестроительные работы. Это рекорд. Но торопиться не будем, потому что впереди очень ответственный момент – пусконаладка: там нельзя ошибиться.

– Когда вы должны выйти на рынок новыми мощностями?

– В соответствии с постановлением правительства РФ в декабре 2018 года. Но мы идем с опережением графика.

– После ввода новых мощностей на КТЭЦ-1 как изменится ситуация с дефицитом энергии в казанском энергорайоне?

– В казанском энергоузле был дефицит порядка 800 мегаватт – именно эффективной электроэнергии. В декабре 2014 года мы ввели 220 мегаватт на КТЭЦ-2, фактически удвоив ее мощность, наши коллеги в ТГК-16 недавно ввели 400 мегаватт. А когда запустим мощности на КТЭЦ-1 на 230 мегаватт, дефицит электроэнергии в Казани будет ликвидирован полностью. А это качество и надежность электроэнергии. И потом новые эффективные мощности значительно влияют на стоимость электроэнергии. Вы посмотрите, как меняется цена. Газ стал дороже, мазут – дороже, зарплата растет, хоть и немного, а цена электроэнергии падает. Это эффект новой энергии, себестоимость которой дешевле.

<…> ПОДГОТОВКА К ОТОПИТЕЛЬНОМУ СЕЗОНУ ОБОШЛАСЬ В 4 МЛРД РУБЛЕЙ

– Несколько слов о грядущем отопительном сезоне: в какую сумму обошлась кампания по подготовке к осенне-зимнему периоду? Какая на сегодня готовность? Когда ваши объекты начнут получать паспорта готовности к ОЗП?

– К отопительному сезону мы готовы. В целом затраты на реконструкцию, модернизацию и ремонт оборудования составят почти 4 миллиарда рублей.

Получение паспортов готовности субъектов электроэнергетики, согласно правилам оценки готовности, мы получим до 15 ноября. Проверка компании комиссией минэнерго РФ запланирована на 1–3 ноября 2017 года.

– Пять лет, как вы возглавляете компанию. Можете объективно оценить свою работу на посту генерального директора компании «Татэнерго»?

— Я всегда немного недоволен. Хотя те задачи, что ставят нам акционеры и совет директоров, компания выполняет полностью, но хотелось бы большего. Например, были надежды, что с ЗайГРЭС мы «зайдем» в федеральную программу в 2017 году, но пока программа не принята. По тепловым сетям у нас много проблем: здесь и потери тепла, и недоотпуск потребителю – этот вопрос меня серьезно волнует. Улучшение и обновление должно идти более интенсивными темпами, чем сегодня.

Другой важный вопрос – загрузка Набережночелнинской ТЭЦ. Станция современная, самая крупная тепловая станция на 1180 мегаватт, но промышленной загрузки у нее нет. КАМАЗ – наш потребитель, но пар он сейчас практически не берет. А таких потребителей в Челнах сейчас очень мало, поэтому мы надеемся на то, что со статусом территории опережающего развития (ТОР) появятся новые потребители. Ведь любая новая компания – потенциальный потребитель энергии.

Если говорить о перспективах, то у нас в разработке находится несколько амбициозных программ, но сейчас пока рано о них говорить.