30.09.2010 Журнал КЭС-холдинга «Новая генерация» №3 (сентябрь)
Автор — Сергей Зыков.
О нынешнем состоянии российской энергетической отрасли на страницах «Новой генерации» рассказывает Андрей Шишкин – заместитель министра энергетики РФ.
Андрей Николаевич, сейчас полным ходом идет подготовка к новому отопительному сезону. В преддверии новой зимы какие уроки мы можем извлечь из прошлогодней отопительной кампании? Справились ли энергетики со своей работой в прошлом сезоне?
– Погодно-климатические условия прохождения осенне-зимнего периода (ОЗП) в прошлом году были сложнее, чем ожидалось. Зима выдалась самой холодной за последние 30 лет. Поэтому и объем потребления электроэнергии вырос до 540 млрд кВт/ч, а прирост составил 3,9% к аналогичному периоду прошлого года. Вообще, электропотребление в прошедший ОЗП было самым высоким за последние 19 лет. Основной причиной этого стали длительные низкие температуры на территории станы. Максимум нагрузки превысил исторические пики в 11 субъектах Российской Федерации. В таких условиях новая система управления электроэнергетическим комплексом, созданная после реформирования РАО ЕЭС, была подвергнута самым серьезным испытаниям. Но в целом, подводя итоги прохождения зимы, можно дать положительную оценку действиям энергетических компаний и смело говорить о том, что новая система отраслевого управления зарекомендовала себя достаточно эффективно.
Наиболее показательной оказалась ситуация с Владивостокской ТЭЦ-2. Она преподала нам хороший урок. Повышенная загрузка станции в период холодов привела к тому, что на складах закончились запасы топлива. При этом руководство компании давало искаженную информацию о состоянии этих запасов. В результате топлива на ТЭЦ оставалось только на 3 дня. Для разрешения проблемы была создана специальная комиссия Минэнерго.
Она сделала вывод о непрофессионализме и вопиющей безответственности руководителей ДГК, а также отметила отсутствие надлежащего контроля со стороны вышестоящих инстанций. Благодаря оперативному вмешательству Минэнерго и регионального штаба удалось быстро устранить угрозу и нормализовать отопление города, так что жители ничего и не почувствовали.
Однако энергетикам не удалось миновать детального разговора по этому поводу.
– Что стало самым важным в Вашей работе в прошлый ОЗП?
– Ключевой задачей стала организация процесса. В частности, для этих целей была создана рабочая группа по контролю за ремонтами, и сейчас работа в этом направлении активизировалась. В первом чтении принят Закон «О теплоснабжении», в Думу направлены поправки ко второму чтению.
24 февраля на совещании в Абакане Председатель Правительства Владимир Путин поручил до конца 2010 г. разработать Концепцию рынка тепла. И здесь я рассчитываю на активное участие отраслевых организаций.
– Если говорить о новых законодательных инициативах – в апреле вышло Постановление о запуске долгосрочного рынка мощности. Создаст ли эта модель необходимые стимулы для развития генерации?
– Действительно, одной из важных задач, над которыми Минэнерго работало в последние полтора года, была модель долгосрочного рынка мощности. После длительной отраслевой дискуссии Постановление Правительства о запуске долгосрочного рынка мощности наконец было принято. Эти документы задают основу для принятия частными компаниями долгосрочных инвестиционных решений. Мы знаем, что не все участники рынка согласны с такими документами, поэтому сейчас идет их активное обсуждение. Стоит сказать, что в министерстве понимают все проблемы, связанные с ситуацией. Более того, отмечу, что параметры долгосрочного рынка мощности вовсе не являются догмой. В случае выявления объективных причин для корректировки этих параметров мы всегда готовы к открытой дискуссии.
– Значит ли это, что Правительство и Минэнерго готовы применять дополнительные механизмы для стимулирования инвестиционной активности?
– Вообще, сейчас Правительство демонстрирует последовательное выполнение всех своих обязательств перед инвесторами – начиная с точного соблюдения графика либерализации энергетики, предполагающего завершение этой либерализации с 1 января 2011 года, и заканчивая принятием модели долгосрочного рынка мощности. Теперь мы ждем от инвесторов выполнения их обязательств по вводу мощностей. Хочу подчеркнуть, что новые правила рынка мощности формируют долгосрочные ценовые сигналы, которые гарантируют поставщикам как минимум безубыточную деятельность на оптовом рынке, а при высокой эффективности генерирующего оборудования – получение значительной прибыли. Все это в совокупности значительно повысит инвестиционную привлекательность электроэнергетической отрасли. Согласно нашим планам в 2010 г. энергетическими компаниями будет потрачено 780 млрд рублей на инвестиционную программу. В период до 2012 года общая сумма таких инвестиций составит 1,8 трлн рублей, и задача министерства – обеспечить максимально эффективное использование этих средств.
– Что станет основным источником инвестиций?
– Думаю, что преобладающим источником инвестиций по-прежнему будут собственные средства, прибыли акционерных компаний, как отечественных (в основном), так и зарубежных, с привлечением кредитных ресурсов и средств от дополнительной эмиссии акций. В настоящее время доля внебюджетных источников инвестиций в ТЭК составляет около 98%. При модернизации существующих и строительстве новых АЭС и ГЭС, а также в случаях, когда в силу региональных особенностей энергокомпании не являются самодостаточными и инвестиционно привлекательными, планируется привлекать и государственные средства.
– Какие задачи ставит перед собой Минэнерго после запуска долгосрочного рынка мощности?
– Нашей ключевой задачей по-прежнему остается обеспечение растущей экономики страны электрической и тепловой энергией в необходимых объемах и надлежащего качества. 3 июня 2010 года Правительство России одобрило обновленную Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2030 года. В 2010 году ожидается значительное увеличение вводов генерирующих мощностей. Крупнейшими вводами станут Калининградская ТЭЦ-2 (450 МВт, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»), Южная ТЭЦ-22 (450 МВт, ОАО «ТГК-1) и ТЭЦ-26 бл.8 (420 МВт, ОАО «Мосэнерго»). В марте была введена Ростовская АЭС (1ГВт, ГК «Росатом»). По сравнению с предыдущим годом в 2010-м прогнозируется рост потребления в диапазоне 2,6–3,9%.
Кроме того, одной из важнейших задач сетевых компаний мы считаем реализацию приоритетных проектов отрасли – энергоснабжение олимпийских объектов в Сочи, саммита Азиатско-Тихоокеанского региона и трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».
– Как будет решаться вопрос модернизации уже существующих мощностей?
– Мы рассчитываем обратить повышенное внимание на действующее, но уже изношенное оборудование. Именно поэтому можно говорить о том, что модернизация и реконструкция генерирующих мощностей, а также электрических и тепловых сетей входит в одну из перспективных программ отрасли.
Принципиальным здесь является перелом негативной тенденции старения оборудования. Ввод новых мощностей в совокупности должен превышать старение действующих объектов. Выведение морально устаревших, неэффективных в эксплуатации мощностей является новым вызовом для новых собственников генерации. Поэтому я считаю необходимым стимулировать вывод из баланса этих мощностей. Наиболее значимый сектор модернизации – тепловая энергетика, которая требует замещения устаревшего оборудования, а также нового масштабного строительства. Важным направлением модернизации является внедрение когенерации, предполагающее замену котельных на когенерационные установки. До 2015 года энергокомпаниями предложено демонтировать 6,3 ГВт изношенного и морально устаревшего оборудования, а до 2020 года – 7,9 ГВт.
– Вы сказали о необходимости модернизации объектов тепловой энергетики, а как быть с гидроэнергетикой?
– Перед гидроэнергетикой стоит задача повышения безопасности и надежности ГЭС, а также разработки и внедрения интеллектуальных диагностических систем.
У нас в приоритете реконструкция и дальнейшие вводы агрегатов на СШГЭС, ввод Богучанской ГЭС, а также развитие ГЭС на Северном Кавказе. Требуется более активное изучение и трансферт лучших мировых технологий проектирования, строительства и управления гидроэнергетическими активами. Помимо этого, необходимо создание российского научного центра по совершенствованию технологий проектирования и строительства ГЭС.
– Сейчас много говорят об энергоэффективности. Какие шаги предполагаются в этом направлении?
– Повышение эффективности, снижение потерь электроэнергии и повышение качества предоставляемых услуг – это вопрос особый. Уже введены основные механизмы регулирования цен и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования (метода доходности инвестированного капитала – RAB). Они позволят более чем в полтора раза увеличить объем инвестиций и повысить эффективность сетей. Эту работу необходимо активно продолжить, прежде всего – в распределительных сетях.
– На одном из своих выступлений Вы говорили о формировании в отрасли института прогнозирования энергетики…
– В современных условиях огромное значение приобретают формирование мощного института прогнозирования и развития электроэнергетики, а также создание отраслевой системы надзорных органов за обеспечением безопасности функционирования энергообъектов. При этом необходимо обновление технических норм и срочное завершение формирования комплекса технических регламентов. Для достижения этих целей разрабатывается Концепция надежности электроэнергетики и прорабатывается вопрос консолидации ремонтных компаний.
– И напоследок – Андрей Николаевич, каковы основные цели нового Закона «О теплоснабжении»?
– Приоритетом в будущем станет теплоснабжение со стороны ТЭЦ и координация действий «большой» и муниципальной энергетики. Если по электричеству в большинстве случаев имеется возможность резервирования и перетоков, то по теплу в ряде городов такие возможности ограничены или отсутствуют. Сейчас работа в этом направлении активно продвигается. Министр энергетики Сергей Шматко уже обратился к руководству Ростехнадзора, территориальных компаний и региональных штабов по безопасности с просьбой уделить особое внимание данному вопросу и организовать его рассмотрение в регионах. Позже этот вопрос будет предметом пристального рассмотрения на заседании Федерального штаба при Министерстве.
Повторю, что до 2030 года тепловая энергетика по объему будет оставаться основным сектором генерации. Поэтому необходимо развивать инновационные методы производства энергии на газе и твердом топливе, активно внедрять новые технологии производства лицензионных и отечественных газотурбинных и парогазовых установок, создавать пилотные объекты чистых угольных технологий (отечественные блоки на суперсверхкритических параметрах пара, лицензионные и отечественные установки по газификации угля), а также максимально развивать когенерацию и модернизировать российскую систему теплоснабжения.