«Эксперт Online»/13 апреля 2009

Совет директоров ТГК-1, ведущего производителя электроэнергии на северо-западе страны, который объединяет 55 электростанций в Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях установленной мощностью 6,3 ГВт, принял предварительное решение почти втрое сократить инвестпрограмму генкомпании на этот год. Окончательно этот вопрос будет решен в мае, когда станет понятной динамика изменения спроса на электроэнергию.

Позиция директората ТГК-1 не оригинальна: о необходимости сократить инвестпрограммы отечественных генерирующих компаний к этому времени заявили практически все участники рынка. Однако одно дело заявить, а другое — принять хоть и предварительное, но решение об этом, особенно на фоне того, что за неисполнение инвестпрограммы в установленные сроки государством на стратегического инвестора может быть наложен штраф в размере до 25% ее стоимости. С этой точки зрения ситуация еще более интересная: «стратегом» ТГК-1 является «Газпром», который после получения контроля над рядом генерирующих активов РАО «ЕЭС России» (ТГК-1, ОГК-2, ОГК-6, ТГК-3 и частично ТГК-7) стал самым крупным частным инвестором в постреформенной отечественной энергетике. Не менее интересно и то, что блокпакет ТГК-1 принадлежит финскому концерну Fortum. Этот концерн в российской энергетике известен тем, что по беспрецедентно высокой цене купил у РАО ЕЭС одну из лучших территориальных генерирующих компаний — ТГК-10 (Тюмень). Поэтому и «случайным» решение совета директоров ТГК-1 не назовешь, и утечку информации о нем — тоже.

По сути, это решение отражает консолидированную позицию частных инвесторов в российскую энергетику, купивших у РАО ЕЭС тепловые генерирующие активы — ТГК и ОГК. В процессе продажи РАО ЕЭС «нагрузило» их обязательствами по строительству новых мощностей. К 2010 году ТГК-1, например, должна построить 1,6 ГВт новых мощностей, к 2015-му — 4,8 ГВт. Идеологами реформы энергетики это объяснялось, с одной стороны, постоянным ростом потребления электроэнергии в регионе (более 5% в год), с другой — необходимостью увеличивать экспорт электроэнергии в северо-западном направлении. Сейчас ситуация парадоксальна: спрос на электроэнергию падает (за первый квартал этого года он упал в этом регионе на 3,8%), а обязательства по вводу новых мощностей с инвесторов никто не снимал. Правительственные чиновники утешают инвесторов тем, что, по их прогнозам, рост спроса начнется уже в следующем году, а в 2012-м он снова превысит 3%, но к этим прогнозам большинство участников рынка относятся скептически.

Определенные надежды на то, что федеральное правительство наконец-то по этому поводу что-то решит, были на прошлой неделе, когда в повестке его заседания 9 апреля появился вопрос об инвестпрограммах энергетических компаний. Предваряя историческое для энергетики заседание, премьер-министр Владимир Путин заявил, что, несмотря на кризис, темпы ввода новых энергомощностей необходимо сохранить в ближайшие три года на уровне 2008 года (2 ГВт). Суммарно это получается 6 ГВт, что в шесть раз ниже, чем было предусмотрено планом ГОЭЛРО-2, сверстанным командой Анатолия Чубайса в бытность его главой РАО «ЕЭС России» (за это время результатом реформы энергетики должно было стать увеличение мощности отечественной энергосистемы на 37 ГВт).

Однако сокращению (в деньгах на 40%) на этом совещании подверглись инвестпрограммы лишь госкомпаний — ФСК, холдинга МСРК, «Русгидро», РАО «ЕЭС Востока», «Системного оператора», концерна «Энергоатом» и «Интер РАО» с ОГК-1. В отношении же «частников» никаких решений принято не было. По мнению отраслевых аналитиков, это плохой признак. Он может служить сигналом для частных стратегических инвесторов генкомпаний, что им необходимо найти пути выполнения взятых на себя обязательств по финансированию инвестпроектов. В то же время министр энергетики Сергей Шматко заметил журналистам, что в течение месяца его ведомство обещало подготовить для правительства доклад о ходе выполнения новыми собственниками тепловой генерации инвестпрограмм и затем уже будут приниматься какие-то решения, в том числе «о возможном пересмотре обязательств энергокомпаний по договорам на предоставление мощности (ДПМ)».

В этой ситуации решение совета директоров ТГК-1, принятое в начале года, о том, что эта частная генкомпания намерена сократить инвестпрограмму на этот год с 40 млрд рублей до 14 млрд, может свидетельствовать о двух вещах. Либо ее владельцам, «Газпрому» и Fortum, надоело ждать, и они даже под угрозой больших штрафов решили следовать по пути государственных энергокомпаний. Тогда это можно расценить как прямой вызов федеральному правительству, которое публично «добро» на корректировку инвестпрограммы ТГК-1 не давало. Либо же, что более вероятно, владельцы этой генкомпании уже достигли кулуарной договоренности с Минэнерго по поводу пересмотра ДПМ на ТГК-1 и в течение месяца-полутора оформят эти договоренности на бумаге. Это, видимо, и есть то самое начало «ручного управления энергетикой», о котором всю зиму говорили в Минэнерго.

Leave a Reply