Минэнерго назвало проблемных инвесторов, но не может принудить их выполнить инвестпрограмму
16.04.2009 РБК-daily
Министерство энергетики недовольно выполнением инвестиционных программ в электроэнергетике КЭС-Холдингом и группой «Синтез» в связи с отставанием темпов строительства и нецелевым использованием средств. ГМК «Норильский никель», по мнению министерства, допускала нецелевое использование средств, предназначенных для реализации инвестпрограммы своей «дочки» ОГК-3. Корень проблем министерство видит в некорректных с юридической дочки зрения договорах о предоставлении мощности (ДПМ). По данным РБК daily, ни один из них до сих пор не подписан всеми заинтересованными сторонами.
Министерство энергетики недовольно выполнением инвестиционных программ в электроэнергетике КЭС-Холдингом, ГМК «Норильский никель» и группой «Синтез», сообщил глава Минэнерго Сергей Шматко. Министр также назвал инвесторов, хорошо реализующих инвестпрограммы. В их число попали Enel (владеет ОГК-5), ЛУКОЙЛ (ТГК-8) и группа ЕСН (совместно с РЖД контролирует ТГК-14). Г-н Шматко выставил и промежуточную оценку — «неплохо», которой удостоились финский концерн Fortum (доля в ТГК-1 и контроль в ТГК-10) и немецкий E.ON (владеет ОГК-4).
По словам г-на Шматко, КЭС-Холдинг и группа «Синтез» не справляются с инвестпрограммами, а подконтрольная «Норникелю» ОГК-3 допускает нецелевое использование инвестиционных средств. Масла в огонь подлил присутствовавший на том же совещании глава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Николай Кутьин, отметивший, что работы по строительству объектов ведутся со значительным отставанием, а где-то не ведутся вообще.
«Мы намерены выполнить все обязательства по строительству новых мощностей. И с этой целью только в этом году планируем инвестировать в строительство приоритетных проектов более 22 млрд руб.», — сообщила РБК daily представитель КЭС Надежда Рукина. Но в силу объективных причин на предприятиях, находящихся под управлением КЭС, действительно сегодня есть отставания по реализации части проектов, уточнила она. В других компаниях, вызвавших недовольство министра энергетики, на запросы РБК daily не ответили.
До недавнего времени считалось, что едва ли не единственным механизмом, способным принудить энергетиков строить новые объекты, являются договоры о предоставлении мощности (ДПМ). В типовом ДПМ указывается возможность взимания штрафа в размере до 25% от стоимости всей инвестпрограммы в случае ее хотя бы частичного неисполнения. При этом типовой договор имел несколько оговорок, которые дают возможность собственникам энергокомпаний отказаться от взятых обязательств, добавляет эксперт-аналитик отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков.
Как рассказал РБК daily источник, знакомый с содержанием договоров, непосредственно подписанных с компаниями, из 20 запланированных к заключению ДПМ нет ни одного оформленного по всем правилам. В частности, восемь соглашений не были полностью оформлены и не подписаны НП «АТС» и ЗАО «ЦФР» до выяснения ситуации и решения вопросов по поводу снятия возникших юридических и финансовых рисков в выполнении инвестпрограмм на основе существующей договорной конструкции.
По словам Сергея Шматко, юридическая схема ДПМ, которая обязывает компании выполнять инвестпрограммы, не завершена в связи «с невозможностью полной реализации в рамках действующего законодательства».
Минэнерго предлагает разработать новую систему ДПМ и организовать с Ростехнадзором сквозную систему контроля за их своевременным выполнением. «Ростехнадзор подчиняется «Системному оператору». Следовательно, контроль за исполнением инвестпрограмм перейдет к единственному ведомству, которому наиболее близки риски неисполнения инвестпрограмм и нехватки мощностей», — полагает директор по электроэнергетике ФК «Открытие» Яна Тульчинская.
Leave a Reply