«Эксперт Online»/29 апреля 2009
Счетная палата направила в ОГК-3 рекомендацию вернуть обратно на спецсчета 29 млрд рублей, потраченных ею, по мнению аудиторов, на покупку непрофильных активов. Эта рекомендация явилась итогом повышенного внимания государства к выполнению частными инвесторами обязательств по инвестпрограммам генкомпаний, которые они купили в процессе реформы РАО «ЕЭС России». СП РФ как один из инструментов этого внимания начала проверку генкомпаний в марте этого года. Особо аудиторов интересовало то, как частные инвесторы расходуют средства, которые подконтрольные им генерирующие компании получили для выполнения своих инвестпрограмм в ходе покупки допэмиссии их акций.
В итоге, как заявил в середине апреля аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын на заседании комиссии Совета федерации в Москве, «из 448 млрд рублей, вырученных от дополнительной эмиссии акций генерирующих компаний в ходе реформирования РАО “ЕЭС России”, на сегодняшний день только 200 млрд рублей направлены на реализацию инвестпрограмм». В качестве наиболее яркого примера аудитор назвал компанию ОГК-3 (контролируется «Норникелем»), которая выручила от допэмиссии 81,7 млрд рублей и «к реализации инвестпрограммы фактически не приступала».
Сегодня Михаил Бесхмельницын уточнил прессе суть претензий к ОГК-3 (эта компания включает шесть ГРЭС — Костромскую, Печорскую, Черепетскую, Харанорскую, Гусиноозерскую и Южноуральскую, установленная мощность которых составляет более 5% всех генерирующих мощностей единой энергосистемы страны). Они сводятся к тому, что из 80 с лишним млрд рублей, которые получила эта генкомпания за выкуп своей допэмиссии, 29 млрд рублей были потрачены «нецелевым образом». Под контроль «Норникеля» ОГК-3 перешла в 2007 году. А осенью 2008−го ее менеджмент принял решение приобрести за 576 млн долларов у структуры «Интерроса» Владимира Потанина (он же является совладельцем комбината) 25% минус одна акция «Русиа петролеум» (владеет лицензией на Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области) и 34,9% акций Plug Power (водородная энергетика) у совместного предприятия «Норникеля» и того же «Интерроса» за 33 млн долларов. Кроме того, ОГК-3 выкупила 0,41% акций самого «Норникеля» на общую сумму 1,253 млрд рублей.
Что же до выполнения инвестпрограммы ОГК-3, которая до 2012 года должна была ввести 2,1 ГВт новых мощностей на сумму 86 млрд рублей, то за прошедшее время, по словам Бесхмельницына, на ее реализацию было направлено всего 8 млрд рублей, из которых освоено меньше 2 млрд. Сейчас Счетная палата требует от компании вернуть назад те самые 29 млрд рублей и направить их на реализацию своей инвестпрограммы.
В своих претензиях к ОГК-3, кстати, Счетная палата не одинока — об этом же говорилось в докладе министра энергетики Сергея Шматко на правительственном совещании по атомной энергетике в середине апреля, а до этого на тему «сомнительных с точки зрения эффективности энергетики» приобретениях говорил на совете директоров «Норникеля» замминистра энергетики Cтанислав Светлицкий. Однако, единственное, к чему это привело, — смене руководства ОГК-3. Три из 11 мест в совете директоров (СД) этой генкомпании заняли представители фонда «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Главой СД вместо исполнительного директора ХК «Интеррос» Андрея Бугрова назначен член правления «Норильского никеля» Кирилл Паринов. Сменился и генеральный директор компании — вместо Игоря Попова, назначенного на эту должность осенью прошлого года, гендиректором ОГК-3 стал Владимир Колмогоров, который ранее занимал пост генерального директора ЗАО «Распределенная энергетика» (до этого он возглавлял «Иркутскэнерго», которым сейчас управляет «Евросибэнерго»).
Однако де-юре эта ситуация гораздо более запутана. Две недели назад министр энергетики заявил, что у государства «отсутствуют полные юридические основания» для того, чтобы требовать не только с «Норникеля», но и со всех частных инвесторов в тепловую генерацию безусловного выполнения ими обязательств по вводу новых мощностей в установленные сроки, предусмотренные договорами о предоставлении мощности (ДПМ), которые они заключали с РАО ЕЭС при покупке энергетических активов. «Норникель» же и ОГК-3 говорят, что они и обязательств-то таких на себя не брали. Таким образом, вопрос с ОГК-3 переходит из сферы юриспруденции в сферу политики. И если государство сможет понудить владельцев этой компании выполнять свои инвестиционные обязательства в сфере строительства новых энергетических мощностей, то и с остальными будет проще. Если нет, то вся реформа энергетики сведется к банальной распродаже тепловых генерирующих активов, а намерения правительства — к не более чем благим намерениям.
Комментарий эксперта
Ирина Филатова, аналитик ИК «Брокеркредитсервис»
Мы положительно оцениваем интерес государства к не совсем рыночным сделкам ОГК-3 по приобретению вышеуказанных активов. Однако пока мы не видим путей, по которым денежные средства будут возвращены в ОГК-3, а активы проданы обратно структурам «Интерроса». Государство может только обязать стороны к проведению обратных сделок.
Leave a Reply